— Никитушка, как хорошо стало в твоей квартире после ремонта. Очень уютно, кухня даже стала казаться просторнее...
— Да, Маргарита Константиновна. Вот здесь, справа от окна я уже повестил икону, чтобы молиться перед едой. А над обеденным столом мне хочется хорошую репродукцию повесить. Что-нибудь яркое, праздничное, может быть, красивые блюда, или какое-то пиршество...
— Вариантов много... Но вот первое что приходит в голову — «Брак в Кане Галилейской», полотно 16 века. Сейчас найду его в интернете... Автор — итальянский художник Паоло Веронезе. Вот эта картина! Помнишь её?
— Картину не помню, но помню этот евангельский сюжет о претворении Христом воды в вино.
— Верно, Никита. На свадебном пиру в Кане Галилейской произошло первое из описанных в Библии чудес, которое совершил Христос. Об этом повествуется во второй главе Евангелия от Иоанна. Когда закончилось вино, Иисус Христос попросил наполнить шесть сосудов водою, после чего воду претворил в хорошее вино. Именно этот сюжет лёг в основу шедевра Веронезе.
— Работа впечатляет! За щедро накрытым столом восседает множество богатых, великолепно одетых людей. Слуги несут всё новые кушанья, музыканты играют на инструментах. А в центре, как я вижу, изображён Христос, а по правую руку от Него — Богородица.
— И обрати внимание, что художник изобразил Пречистую Деву не в праздничном одеянии. Её голову покрывает тёмный платок, что символизирует скорбные события, которые ждут Её впереди. О грядущих страданиях Христа говорит ещё одна деталь на картине. На балконе в верхней части полотна, прямо над головой Иисуса изображён человек, закалывающий ягнёнка.
— А о чём нам это говорит?
— Это символ жертвы Христовой, которую Он спустя некоторое время принесёт за весь род человеческий. Но до страшных событий ещё далеко, и в основе сюжета полотна всё же радостное событие — свадьба благочестивых людей, как можно догадаться, друзей Христа и Его Пречистой Матери.
— Но самих жениха и невесту я что-то на картине не вижу.
— Вероятно, молодые супруги — кто-то из ста тридцати двух героев, изображённых на холсте. Но художник не акцентирует на этом внимание.
— Ста тридцати двух, вы сказали? Воистину торжество так торжество!
— Да, Никита. Здесь и гости, и музыканты, и повара, и певчие, и шуты...
— А разве во времена Христа были шуты?
— Вопрос, как говорится, в самую точку! Дело в том, что Евангельский сюжет художник поместил в средневековую Венецию. Это видно и по одежде гостей, характерной для того времени и пространства, и по архитектурным деталям помещения, в котором происходит свадебный пир.
— Да, точно! Справа и слева от праздничного стола расположены величественные колонны, балюстрада, античные скульптуры...
— И некоторые герои картины — тоже венецианцы. И причём реальные исторические персонажи. А ещё в образах гостей художник изобразил правителей эпохи Возрождения — например, французского короля Франциска Первого, султана Османской империи Сулеймана Великолепного... В образе музыканта в белой одежде на переднем плане Паоло Веронезе изобразил самого себя.
— Да, работу он создал поистине монументальную! Я распечатаю картину в реальном размере, помещу в достойную раму и повешу прямо сюда, над обеденным столом.
— Никита, ты не сможешь распечатать её в реальном размере. Она огромна. Шириной около десяти метров. А находится это полотно в музее Лувр в Париже, и однажды мне даже довелось видеть его своими глазами, когда я была на стажировке во Франции. Шедевр занимает огромную стену в Лувре. Но вот уменьшенная копия будет смотреться на твоей кухне замечательно.
— Так я и сделаю. Всё-таки и евангельская история вдохновляющая, и картина праздничная, радостная! Пусть в моём доме всегда царит такое светлое настроение, как на картине «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе.
— И главное, пусть в твоём доме всегда пребывает Господь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM