— Мама, смотри, какой нежный пейзаж! Называется «Закат. Троицкая церковь». Художник Иван Горохов.
— Да, впечатляет! Маленький городок, занесённый снегом. Всё вокруг озарено голубовато-сиреневым закатным светом. На горизонте храм с высокой колокольней. Его силуэт в вечерних лучах — тонкий, изящный, словно вырезанный из бумаги. Мне очень нравится!
— Это у нас в Можайске?
— Совершенно необязательно. Если картина выставлена здесь, в Можайской художественной галерее, то это вовсе не означает, что на ней виды нашего города. Да и не узнаю я церковь. Не помню такой высоченной колокольни в окрестностях.
— И тем не менее, милые дамы, пейзаж с Троицкой церковью Иван Горохов написал именно в Можайске, в 1917 году. Простите, если моё замечание показалось вам неуместным.
— Спасибо, что вы уточнили. Но я удивлена. Живу в Можайске пятнадцать лет, и такой очаровательный уголок остался для меня белым пятном. Почему так получилось?
— Потому что храма Святой Троицы давно уже нет. Он был разрушен в середине двадцатого века.
— Сколько церквей уничтожили при советской власти!
— Здесь особый случай. Троицкий храм безбожники закрыли в 1927 году. Но взорвали его немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом, при отступлении.
— А где эта церковь находилась?
— В самом центре, неподалёку от Можайского кремля, в том месте, где сейчас стоит памятник солдату-освободителю.
— Это в районе улицы Клементьевской?
— Да. В шестнадцатом веке там располагался Троицкий монастырь. Все его строения, включая главный храм, были деревянными. В семнадцатом столетии обитель упразднили, церковь стала приходской. А в 1792 году её отстроили в камне. Позднее облик здания претерпел некоторые изменения. В 1885-ом колокольня стала многоярусной — как на картине Ивана Горохова.
— По сути, это полотно — не только художественное произведение, но ещё и исторический документ. Интересно, художник осознавал это?
— Едва ли. Иван Лаврентьевич просто писал то, что ему дорого. А до момента, когда церковь была разрушена, он не дожил.
— Иван Горохов родом отсюда, из Можайска?
— Расскажите о художнике, пожалуйста!
— Если в двух словах — родился Иван Горохов в семье крепостного крестьянина в деревне Бели, это километров пятнадцать от Можайска. С детства хорошо рисовал. Помещик Владимир Карлович фон Мекк заметил талант мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Горохов окончил учёбу с отличием, вернулся на родину. В 1897 году в деревне случился страшный пожар, изба художника сгорела.
— Какой удар!
— Да, нелёгкое испытание. Но Иван Лаврентьевич преодолел его — переселился в Можайск, купил в рассрочку дом, трудился преподавателем рисования в местном училище, писал картины. Художнику часто выпадали трудности, но он не унывал.
— Картина «Закат. Троицкая церковь» красноречиво свидетельствует о том, что её автор был чужд унынию.
— Это верно! Колокольня возвышается над городом, осеняет его крестом. Чистые, свежие краски заката питают душу. Тот день подарил художнику радость. И мы сегодня можем её почувствовать, любуясь картиной!
Картину Ивана Горохова «Закат. Троицкая церковь» можно увидеть в Художественной галерее города Можайска.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже самое радостное и благородное служение не обходится без приложения усилий. Во всяком случае, так обстояло дело со служением апостольским. Ученикам Христовым пришлось преодолеть множество трудностей, исполняя возложенную на них миссию — проповедовать Евангелие всему миру. Доказательство этому мы можем найти в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Апостол Павел, автор прозвучавших строк, был не только самым настоящим интеллектуалом и блестящим ритором. Павел никогда не чурался физического труда. Более того, был к нему приучен и с удовольствием осваивал различные ремёсла. Во время пребывания в греческом городе Коринфе Павел, например, изучил профессию мастера-изготовителя особых корабельных палаток. То есть шатров или тентов, которыми закрывали палубы, чтобы солнце или дождь не повредили ценные товары.
В прозвучавшем отрывке из первого послания к христианам города Фессалоники апостол объясняет, для чего ему понадобилось трудиться руками. В течение всего времени пребывания в городе Павел, не желая никого отягощать, зарабатывал себе на хлеб сам, усердно трудясь в вечернее и ночное время, чтобы днём проповедовать Евангелие Христово. Апостол, на первый взгляд, шёл наперекор собственным принципам. Ведь в других своих текстах он отстаивает право христианского проповедника жить за счёт пожертвований. Но проявляя подобную милость к иным, к себе Павел, как кажется, относился строго. Или даже сурово.
Апостол учитывал следующее обстоятельство. Ему первому выпала ответственность проповедовать на европейском континенте в условиях языческого большинства. И эта новая паства часто руководствовалась требованиями, которые предъявлялись к античным мыслителям и философам, совмещавшим свою наставническую деятельность с каким-либо ремеслом. Павлу, надо сказать, подобное соединение духовного и бытового не было в тягость. Ведь ветхозаветный раввин, которым Павел до обращения в христианство являлся, обязан был владеть какой-то профессией, чтобы ни от кого в материальном плане не зависеть.
Давало ли всё перечисленное Павлу почву для самолюбования? Вовсе нет. И упоминает апостол о своих трудах по одной единственной причине. Ссылаясь на собственный опыт, опыт ближайшего ученика Христова по духу, Павел призывает своих читателей думать не только о своих нуждах, но и о том, как наши поступки, образ жизни влияют на окружающих. И настоящий христианин, с точки зрения апостола, не должен никого утруждать, жить за чей-либо счёт тогда, когда вполне сам может заработать себе на кусок хлеба.
Надо сказать, что избранная Павлом тактика принесла добрые результаты. Фессалоникийцы, увидев нестяжательность апостола, отсутствие в его проповеди какой-либо меркантильной составляющей, стали принимать крещение, вошли в состав нового народа Божия — Церкви Христовой. Эти люди приняли проповедь Павла не как слово человеческое, а как слово Божие. Потому что видели и ещё одну вещь — как горит огонь веры в сердце проповедника Христова. Как он сам пылает удивительным духовным счастьем и готов окружающих одарить этим согревающим и животворящим пламенем благодати Святого Духа.
Прозвучавшие строки из первого послания апостола Павла к фессалоникийцам учат нас тому, как важно соединить правую веру с правым делом. Чтобы не только на словах, но и на практике, каждый день жизни, соответствовать высокому званию православного христианина. Да. Подобное невозможно без усердного ежедневного труда. Но результат точно превзойдёт все ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, живущим в прифронтовых населённых пунктах
Фонд «Ясное дело» опекает семьи и одиноких пожилых людей в Луганской Народной Республике. Регулярно собирает помощь и отвозит тем, кто в ней нуждается. Чаще всего это продукты и вещи.
Сегодня поддержки фонда ждут несколько семей, чьи населённые пункты находятся неподалёку от зоны боевых действий. В таких опасных условиях, часто без воды, электричества и связи люди всё равно продолжают жить — воспитывают детей, занимаются хозяйством, работают и заботятся друг о друге. Они не могут отсюда уехать по разным причинам.
Бабушка Тамара Ивановна — одна из подопечных проекта «Ясное дело». Она растит двух внучек и внука — их родители погибли. Вместе с ребятами женщина разбила небольшой огород и завела кур, за счёт этого маленького хозяйства семья выживает. Сейчас бабушке и внукам не хватает самого элементарного — еды, тёплой одежды и постельного белья.
Ещё один подопечный фонда — 5-летний Богдан. Мальчик тяжело болен и не может самостоятельно ходить. Он нуждается в специальных памперсах, которые здесь, в прифронтовой зоне, достать невозможно. Родители стараются обходиться подручными средствами, но это сложно. Кроме того, мальчику необходима качественная медицинская помощь.
Сейчас на сайте фонда «Ясное дело» открыт сбор для помощи нескольким семьям из Луганской Народной Республики. Им нужны продукты, вещи, лекарства, средства ухода и многое другое. Чтобы узнать об этом больше и поддержать тех, кто оказался в беде, переходите на сайт фонда, в раздел «Срочная помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к ближним в творчестве Л.Н.Толстого». Максим Калинин
У нас в студии был филолог, переводчик, специалист по сирийским святым Максим Калинин.
Разговор шел о взглядах Льва Николаевича Толстого на то, каким должно быть отношение человека к ближним, как это отражено в его рассказе «Хозяин и работник», а также мы размышляли, как могло бы измениться мировоззрение Толстого, если бы он был знаком с творениями сирийских святых отцов, в частности Исаака Сирина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер