Этот портрет появился благодаря стараниям Павла Третьякова. Слава Богу, картина увидела свет: работа над ней шла очень непросто. «Портрет писателя Антона Павловича Чехова» кисти Иосифа Браза отражает сильную личность великого русского творца.
— Ванечка, здравствуй, мой дорогой! Давно ты не заходил к нам в Третьяковскую галерею. Рада видеть тебя!
— Маргарита Константиновна, и я рад вас видеть! Что-то в последнее время большая нагрузка в школе... И пришёл я к вам, собственно, по школьному вопросу.
— Рассказывай, чем я могу тебе помочь?
— Мне нужно подготовить эссе по портрету одного из русских писателей.
— Любого писателя?
— Да, любого. Но желательно из школьной программы.
— Тогда предлагаю взять тебе для эссе портрет Антона Павловича Чехова — работа как раз находится неподалёку от нас, в соседнем зале. Идём!
— О, я знал, что вы мне поможете! Конечно, давайте посмотрим на неё!
— Вот она. Это работа художника Иосифа Браза. Выполнена в 1898 году.
— Кажется, я видел её раньше. Антон Павлович расположился в кресле, обитом тёмно-зелёной тканью, взгляд его устремлён на зрителя. Фигура немного смещена вправо относительно центра изображения...
— Но при этом есть ощущение устойчивости его позы. Наверное потому, что правый локоть писателя свободно лежит на подлокотнике, а левая рука слегка подпирает подбородок.
— Антон Павлович в строгом чёрном костюме, на глазах его пенсне́. Лоб немного напряжён. Кажется, будто герою портрета позировать было нелегко.
— Ты верно подметил, Ваня. Чехову действительно было трудно позировать из-за проблем со здоровьем. Дело в том, что работу над портретом художник Иосиф Браз планировал начать ещё в 1897 году — этот заказ поручил ему Павел Третьяков, который непременно желал иметь в своей галерее портрет Антона Павловича. Но у Чехова началось лёгочное кровотечение, его положили в больницу, и написание портрета пришлось отложить.
— Да, ведь писатель страдал туберкулёзом...
— Когда опасность миновала, Чехов отправился в свою подмосковную усадьбу Мелихово, где Браз продолжил работу над портретом. Но дело продвигалось медленно и трудно. Сказывалось плохое самочувствие Антона Павловича. Портрет явно не получался. Врачи рекомендовали ему отправиться на море, в тёплый морской климат. И Чехов уехал во Францию, в Ниццу, куда за ним отправился и художник Иосиф Браз.
— Ну а там-то, наконец, портрет получился?
— Да. Павел Третьяков оплатил художнику поездку в Ниццу, таким образом работа над портретом была продолжена. И вскоре, в 1898 году портрет был готов и получился замечательным с точки зрения многих искусствоведов. Но сам Чехов отзывался о нём в свойственной ему ироничной форме. О выражении своего лица на портрете он говорил так: «Выражение такое... точно я нанюхался хрену».
— Да, с юмором у Антона Павловича было всё в порядке!
— Он так шутил о портрете: «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».
— Но согласитесь, Маргарита Константиновна, взгляд за стёклами пенсне, и правда, печален... Сколько всего в этом взгляде! Но не усталость, а скорее, сильные переживания и огромный опыт...
— У Чехова была непростая жизнь. Болезни мучили его. Но несмотря на это, он очень много делал для других людей. И для родных, и для большого числа пациентов, которым он служил как врач. Антон Павлович занимался благотворительностью. На собственные средства построил три школы для крестьянских детей... Его жизнь была настоящим служением.
— И всё это художник Иосиф Браз удивительным образом смог передать во взгляде на портрете Антона Павловича Чехова. Что ж, здесь есть о чём поразмыслить. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, за помощь!
— Я рада, что смогла помочь тебе, Ванечка. Приходи почаще к нам, в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии
На юге Белгорода есть микрорайон Харьковская гора. В семидесятых годах двадцатого века здесь началась многоэтажная застройка. А в начале двадцать первого столетия среди домов вырос церковный комплекс. Главный храм этого ансамбля посвящён святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Камень в его основание был заложен в 2004 году. Строительство близилось к завершению, когда случился пожар. Церковь удалось потушить, но потери были колоссальными. Беда сплотила православных белгородцев. Люди участвовали в восстановлении храма пожертвованиями, трудами и молитвой. И вскоре над Харьковской горой вознеслись семнадцать куполов восставшей из пепла церкви. 2 мая 2010 года Святейший патриарх Кирилл освятил её во имя Веры, Надежды, Любови и Софии. С тех пор здесь ежедневно совершаются богослужения. Со всех районов города белгородцы приезжают помолиться в храм, построенный всем миром.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM