Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрые перемены» — проект, который помогает детям, лишившимся родителей
В 2017 году 8-летний Ваня оказался в Центре помощи детям, его изъяли из проблемной семьи. Когда ребёнка привезли в детский центр, он был очень худым, неухоженным, плохо говорил и боялся резких звуков. Благодаря тому, что местные педагоги окружили Ваню теплом и заботой, уделяли ему много внимания, мальчик стал активно развиваться и понемногу открываться миру и людям.
Спустя некоторое время Ваню приняла новая семья. Отношения с опекунами у него не заладились. Однажды взрослые применили к ребёнку силу, после чего он снова вернулся в приют. С тех пор мальчик вовсе перестал доверять людям, не хотел ни с кем знакомиться и уж тем более переезжать в новую семью. Но, к счастью, у его истории случилось счастливое продолжение.
В октябре 2020 года Иван стал участником программы «Добрые перемены». Это один из проектов Национального фонда защиты детей от жесткого обращения. В рамках этой программы фонд поддерживает ребят из детских домов и приютов в разных регионах России — оказывает им необходимую психологическую помощь, прорабатывая серьёзные травмы.
Специалисты проекта целый год занимались с Ваней. Постепенно он снова поверил в людей и в возможность добрых отношений, а ещё в себя и свои возможности. Мальчик настолько воспрял духом, что захотел обрести семью.
Сегодня у Вани есть любящие родители. Ему уже 15 лет, он живёт в Самарской области — у семьи свой дом и небольшое хозяйство. Подросток хочет стать поваром и пробует изобретать новые рецепты.
Благодаря проекту «Добрые перемены» жизнь Ивана, как и многих ребят из детских домов изменилась к лучшему. Больше узнать о проекте и поддержать его работу можно на сайте Национального фонда защиты детей от жесткого обращения: https://peremeny.sirotstvo.ru/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рождество Богородицы. Фестиваль раннехристианской культуры». Священник Олег Осадчий
У нас в студии был клирик Георгиевского храма в подмосковном городе Видное, лидер группы «The Raindrops» (*Рэйндропс) священник Олег Осадчий.
Накануне Рождества Пресвятой Богородицы мы говорили об этом празднике и о том, что известно о жизни Божией Матери. Кроме того, разговор шел о фестивале раннехристианской культуры и о новых песнях нашего гостя.
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Международный культурный форум в Санкт-Петербурге; речь Патриарха Кирилла на открытии форума;
— Искусственный интеллект — ожидания и реальность;
— Создание педагогического института на базе Образовательного центра «Сириус»;
— Подкаст «Собрались с мыслями» про Иоганна Вольфганга фон Гёте.
Все выпуски программы Светлый вечер