
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 316 зач., VII, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание — книга не простая. Однако это важная книга. И важна она не только для людей религиозных, но и для людей, которые желают знать истоки своей культуры. Ведь как ни крути, но Библия для европейской цивилизации — один из ключевых текстов, если не самый ключевой. Как же читать эту книгу? Предлагаю ответить на этот вопрос, поразмыслив над отрывком из 7-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Для тех, кто не знаком со священной историей Ветхого Завета, только что прозвучавший отрывок выглядит весьма сложным для понимания. Чего стоят одни имена. Левий, Авраам, Мелхиседек, Моисей и Аарон. Кто все эти люди? Но не только это. Большое количество ссылок на ритуальные и гражданские законы древности. Какие-то обряды жертвоприношений, какие-то десятины, какие-то уставы о принадлежности колену. Как разобраться в этих тонкостях? А может и не стоит разбираться и пытаться понять то, что отчаянно сопротивляется пониманию? Зачем вообще современному христианину истории про древних евреев с их обычаями?
Корни Нового Завета уходят в Ветхий. Уже там Бог заключил со своим народом союз. Уже там появились первые пророки. Уже там были написаны первые священные книги. А потому с самого начала христиане рассматривали Ветхозаветные Писания не как чужеродные, иудейские рассказы. Но как свои собственные священные книги. В них содержится пролог к истории христианской Церкви. И для того, чтобы во всей смысловой полноте понимать повествование о жизни Иисуса Христа и Его учеников, необходимо иметь представление о более ранних событиях. Произошедшее с израильским народом до прихода в мир Спасителя — это фундамент истории спасения.
Многие скажут, Ветхий Завет — сложная книга. Много раз пытался начать читать, открывал, но после первого же перечисления имён откладывал в сторону. Местами непонятно, местами путанно. Сложно собрать разрозненные пазлы в единую картинку. Действительно, есть такая проблема. А потому рекомендуется первые разы читать Ветхий Завет в переложении. Начать можно с самых азов, с детской Библии. В ней в доступной форме излагается фабула ветхозаветных событий. То есть в хронологическом порядке пересказываются самые важные эпизоды священной истории. После того, как общая схема будет ясна, можно взять книгу, которая называется Священная библейская история Ветхого Завета. Это такое же фабульное переложение древних событий, но рассчитанное уже не на детей, а на взрослых. Именно по таким пособиям начинают учить Священное Писание студенты семинарий. Здесь помимо повествования делаются важные комментарии и пояснения. Они помогают увидеть библейские события на фоне событий всемирной истории. Лишь после этого чтения можно приступать к русскому переводу Ветхого Завета. Такая последовательность значительно облегчИт его понимание.
Чтение Священного Писания — задача на всю жизнь. И торопиться здесь не стоит. Поэтому начинать можно с самого малого и двигаться постепенно. Постараемся каждый день читать священный текст и, самое главное, — понуждать себя применять его заповеди к своей жизни. И в своё время за наше усердие Господь даст нам понимание. Разрозненный пазл из имён и событий сложится в цельную картину, и Писание откроет нам свои тайны.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Одиночество». Иером. Геннадий (Войтишко), Светлана Чехова, Ольга Орлова
В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были иеромонах Геннадий (Войтишко), главный редактор медиаресурса «Святые онлайн» Ольга Орлова и предприниматель Светлана Чехова.
Разговор шел о том, что такое одиночество и почему для кого-то это мучение, а для кого-то счастье. Почему люди в больших городах чувствуют себя одинокими, а отшельники, общаясь с Богом, ощущают полноту, как строить отношения в семье, чтобы не посещало чувство одиночества, и как не терять контакта с самим собой и Богом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Одиночество». Иером. Геннадий (Войтишко), Светлана Чехова, Ольга Орлова
- «Страх перед будущим». Священник Михаил Сергеев, Яна Капаева, Александр Бочаров
- «Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
Проект реализуется при поддержке VK
«Алпамыс идёт в школу»

«Алпамыс идёт в школу», студия «Казахфильм», режиссёр Абдулла Карсакбаев
— Много в мире нашем удивительного, сынок. Где-то дождь зимой идёт. Где-то девушка ищет свою любовь. А кто-то летит к звёздам. Учись, и обо всём узнаешь.
— Меня в школу не записали!
— Ну, ну, не плачь. Разве батыры плачут? Тебя запишут в школу. Обязательно.
Алпамыс, шестилетний мальчик из горного казахского аула, пришёл к своему старшему другу, мудрому дедушке Мынар-ате, чтобы поделиться огорчением. Многие знакомые ему ребята пошли в школу. Даже лучший друг Алпамыса, Калихан — и тот сел за парту, хотя вовсе не желал идти в первый класс. И только Алпамыс остался дома. Взрослые ему сказали: не дорос ещё, через год пойдёшь. Но он не хочет ждать целый год! Мальчик тонко чувствует мир, и стремится узнать обо всём, что его в этом мире окружает. Заветная мечта Алпамыса — как можно скорее стать учеником. Умный, любознательный паренёк — главный герой киноленты «Алпамыс идёт в школу». В 1976-м году на студии «Казахфильм» её снял режиссёр Абдулла Карсакбаев, по сценарию писательницы и драматурга Розы Хуснутдиновой, сценариста «Ералаша». Картина отчасти получилась в духе знаменитого детского юмористического тележурнала. Добрая, светлая, наполненная ребячьим смехом и радостью. В киноархивах «Казахфильма» сохранились протоколы заседаний художественного совета, которые проходили во время работы над картиной. В них принимал участие режиссёр Андрей Кончаловский — он взял тогда неформальное шефство над съёмками фильма. Кончаловский отмечал, что в ленте «Алпамыс идёт в школу» замечательно раскрывается сложный, многогранный и поэтичный внутренний мир ребёнка.
Мир Алпамыса — это родной аул и его дом. Мама и папа — уже немолодые, поэтому, как сами признаются, мальчик для них — долгожданное дитя. Атмосфера сплочённой, любящей семьи царит не только в жилище главного героя, но и во всей деревне. Маленький Алпамыс дружит с её жителями. С молодой портнихой Варей, которая ждёт письма от жениха и переживает, что оно долго не приходит. Мальчик старается разговорами отвлечь девушку от грустных мыслей. Со стариком Мынар-атой — к нему за советом Алпамыс приходит со своими бедами. С соседским мальчуганом, первоклассником Калиханом — хоть у того и вздорный характер.
Алпамыс каждый день просит Калихана рассказать, что происходит в школе. И когда понимает, что подробностей от товарища не добиться, решает узнать сам. Он забирается на яблоню, которая растёт у окна класса Калихана, и слушает уроки. Алпамыс усваивает всё, о чём рассказывает ребятам учитель. Наблюдая за жизнью класса со стороны, мальчик учится читать, умножать, решать задачки. И готов идти в школу хоть завтра! Это его заветная мечта. Но нужно, чтобы учитель, Батыржан Батырханович, узнал о способностях Алпамыса. Вот только как это сделать?
Молодой педагог — персонаж фильма, который заслуживает отдельного представления. Он недавно приехал в аул. Он горит работой и искренне любит своих учеников. Однажды Калихан, желая позлить учителя, принёс для школьного живого уголка... змею. Но Батыржан Батырханович совсем не разозлился, а, наоборот, похвалил мальчика за оригинальность. Его доброта и отзывчивость проникают в сердца учеников. И даже озорник Калихан меняется в лучшую сторону. Он решает помочь Алпамысу осуществить его мечту — не ждать целый год, а сесть за парту прямо сейчас. На День учителя в школе проходит концерт. Калихан понимает: вот он, шанс для Алпамыса — предстать перед учителем и заявить о себе. И Калихан вносит в программу концерта неожиданные изменения...
— Вторым номером нашей программы выступит мой друг Алпамыс. Он прочтёт вам таблицу умножения! Алпамыс, давай сюда!
Чем закончится эта затея — зрители узнают, посмотрев фильм режиссёра Абдуллы Карсакбаева «Алпамыс идёт в школу». Мне же под занавес нашей программы хочется вспомнить стихотворение-хайку японского поэта Кобаяси Иссы, которое в одном из эпизодов картины совсем неспроста цитирует молодой учитель:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».
Мультфильмы по сказкам В. Сутеева: «Мешок яблок», «Снеговик-Почтовик»

«Мешок яблок», студия «Союзмультфильм», режиссёр Витольд Бродзиловский
— Дома ждёт меня семья. Любят фрукты сыновья. Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок — все по лавкам скок-поскок. Четыре сыночка и лапочка-дочка!
Знакомая песенка, не правда ли? Большинство из нас знают её с детства. А слова «четыре сыночка и лапочка-дочка» стали крылатыми. Но если кто-то вдруг забыл, напомню: только что прозвучала песня Зайца из мультипликационного фильма «Мешок яблок», снятого по сказке писателя Владимира Сутеева. На мультфильмах по его книгам выросло не одно поколение. Их до сих пор с удовольствием смотрят дети и взрослые. Всего мультфильмов больше двадцати, и практически каждая из этих лент — анимационный шедевр, который учит зрителей доброте, наполнен мудростью и удивительным светом.
Мультфильм «Мешок яблок» по сценарию Владимира Сутеева вышел на экраны в 1974-м году. Его снял режиссёр Витольд Бродзиловский. При этом сам Сутеев участвовал в создании мультперсонажей — писатель был ещё и художником. В середине 30-х годов ХХ века он несколько лет работал мультипликатором на студии «Союзмультфильм», потом сосредоточился только на сценариях. Сутеев умел сделать увлекательным самый простой сюжет. И не только показывал зрителям, что добро обязательно побеждает зло. Но и побуждал их самих нести доброту в мир, помогать друг другу, проявлять сострадание и заботу о тех, кто в них нуждается. Всё это мы найдём в мультфильме «Мешок яблок», который, кстати, в 1975-м получил приз Международного фестиваля сказочных фильмов в Дании. Его герой, многодетный папа-Заяц, отправляется на поиски еды для своих зайчат. Он находит яблоню, усыпанную плодами. Радостный, Заяц набирает полный мешок. Но по пути встречает разных зверей — и с каждым делится ценным грузом. Например, приходит на помощь голодному Ежу, который остался без грибов:
— Эй! Чего ты тут пыхтишь, колючая голова?
— Да вот, хотел грибов насобирать. А они чего-то не попадаются.
— Плохо дело. Тогда возьми яблок. У меня их много! Давай сюда своё лукошко.
— Выручил ты меня, косой!
Только вот незадача — к концу пути у самого Зайца в мешке ничего не остаётся... Но четыре сыночка и лапочка-дочка не уснут голодными! Мультфильм «Мешок яблок» расскажет, на какие чудеса способна доброта, как важно быть щедрым и отзывчивым.
Отзывчивость и взаимопомощь — главная составляющая ещё одного анимационного фильма по сценарию Владимира Сутеева, о котором я сегодня расскажу — сказки «Снеговик-почтовик». Эта нестареющая лента 1955-го года в особом представлении, пожалуй, не нуждается. В ней — замечательная для своего времени анимация, захватывающий сюжет и сказочная атмосфера. Маленькие и взрослые зрители с удовольствием вновь и вновь пересматривают историю о том, как храбрый Снеговик нёс Деду Морозу письмо от ребят. Более того — именно этот мультфильм в своё время положил в нашей стране начало традиции писем Деду Морозу. А главное, он показывает, что, если делаешь доброе дело, в трудную минуту тебе обязательно помогут. Как помог Снеговику огромный и на первый взгляд страшный Медведь:
— Вот кто посмел разбудить меня!
— Да мы... Мы будить не хотели! Мы этого ищем... ну, как его...
— Деда Мороза! Мы не знаем, где он живёт.
— А зачем он вам?
— А меня... эти вылепили, и велели этому это передать.
— Письмо?
— Да-да, это самое. А куда как идти, и не знаем.
— Да, видать, дело важное. Ну ладно, пойдём, провожу!
Добавлю, что персонажей в мультфильмах «Мешок яблок» и «Снеговик-Почтовик» — озвучивают известные артисты — Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Клара Румянова, Ростислав Плятт. Они помогли автору сценария Владимиру Сутееву показать удивительный анимационный мир, полный света и тепла, добра и взаимовыручки, заботы о близких и радости жизни. Когда смотришь эти мультфильмы, хочется улыбаться. Не зря Сутеев любил повторять: «Чем больше улыбок, тем больше пользы».