
«Мешок яблок», студия «Союзмультфильм», режиссёр Витольд Бродзиловский
— Дома ждёт меня семья. Любят фрукты сыновья. Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок — все по лавкам скок-поскок. Четыре сыночка и лапочка-дочка!
Знакомая песенка, не правда ли? Большинство из нас знают её с детства. А слова «четыре сыночка и лапочка-дочка» стали крылатыми. Но если кто-то вдруг забыл, напомню: только что прозвучала песня Зайца из мультипликационного фильма «Мешок яблок», снятого по сказке писателя Владимира Сутеева. На мультфильмах по его книгам выросло не одно поколение. Их до сих пор с удовольствием смотрят дети и взрослые. Всего мультфильмов больше двадцати, и практически каждая из этих лент — анимационный шедевр, который учит зрителей доброте, наполнен мудростью и удивительным светом.
Мультфильм «Мешок яблок» по сценарию Владимира Сутеева вышел на экраны в 1974-м году. Его снял режиссёр Витольд Бродзиловский. При этом сам Сутеев участвовал в создании мультперсонажей — писатель был ещё и художником. В середине 30-х годов ХХ века он несколько лет работал мультипликатором на студии «Союзмультфильм», потом сосредоточился только на сценариях. Сутеев умел сделать увлекательным самый простой сюжет. И не только показывал зрителям, что добро обязательно побеждает зло. Но и побуждал их самих нести доброту в мир, помогать друг другу, проявлять сострадание и заботу о тех, кто в них нуждается. Всё это мы найдём в мультфильме «Мешок яблок», который, кстати, в 1975-м получил приз Международного фестиваля сказочных фильмов в Дании. Его герой, многодетный папа-Заяц, отправляется на поиски еды для своих зайчат. Он находит яблоню, усыпанную плодами. Радостный, Заяц набирает полный мешок. Но по пути встречает разных зверей — и с каждым делится ценным грузом. Например, приходит на помощь голодному Ежу, который остался без грибов:
— Эй! Чего ты тут пыхтишь, колючая голова?
— Да вот, хотел грибов насобирать. А они чего-то не попадаются.
— Плохо дело. Тогда возьми яблок. У меня их много! Давай сюда своё лукошко.
— Выручил ты меня, косой!
Только вот незадача — к концу пути у самого Зайца в мешке ничего не остаётся... Но четыре сыночка и лапочка-дочка не уснут голодными! Мультфильм «Мешок яблок» расскажет, на какие чудеса способна доброта, как важно быть щедрым и отзывчивым.
Отзывчивость и взаимопомощь — главная составляющая ещё одного анимационного фильма по сценарию Владимира Сутеева, о котором я сегодня расскажу — сказки «Снеговик-почтовик». Эта нестареющая лента 1955-го года в особом представлении, пожалуй, не нуждается. В ней — замечательная для своего времени анимация, захватывающий сюжет и сказочная атмосфера. Маленькие и взрослые зрители с удовольствием вновь и вновь пересматривают историю о том, как храбрый Снеговик нёс Деду Морозу письмо от ребят. Более того — именно этот мультфильм в своё время положил в нашей стране начало традиции писем Деду Морозу. А главное, он показывает, что, если делаешь доброе дело, в трудную минуту тебе обязательно помогут. Как помог Снеговику огромный и на первый взгляд страшный Медведь:
— Вот кто посмел разбудить меня!
— Да мы... Мы будить не хотели! Мы этого ищем... ну, как его...
— Деда Мороза! Мы не знаем, где он живёт.
— А зачем он вам?
— А меня... эти вылепили, и велели этому это передать.
— Письмо?
— Да-да, это самое. А куда как идти, и не знаем.
— Да, видать, дело важное. Ну ладно, пойдём, провожу!
Добавлю, что персонажей в мультфильмах «Мешок яблок» и «Снеговик-Почтовик» — озвучивают известные артисты — Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Клара Румянова, Ростислав Плятт. Они помогли автору сценария Владимиру Сутееву показать удивительный анимационный мир, полный света и тепла, добра и взаимовыручки, заботы о близких и радости жизни. Когда смотришь эти мультфильмы, хочется улыбаться. Не зря Сутеев любил повторять: «Чем больше улыбок, тем больше пользы».
Алексей Ухтомский

Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жостовский промысел». Екатерина Бунина

Гостьей программы «Исторический час» была кандидат исторических наук, доцент университета имени Разумовского Екатерина Бунина.
Разговор шел об истории народных промыслов в России, в частности о знаменитой Жостовской росписи.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Бог всегда рядом...» Юлия Бочарова

У нас в гостях была актриса, режиссер, продюсер, многодетная мама Юлия Бочарова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об ощущении присутствия Бога в жизни даже в самые сложные моменты и о том, как через язык кино она стремится говорить о христианских смыслах и ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья