В этом выпуске клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв, доктор технических наук Дмитрий Пильщиков и поэт, журналист Наталья Разувакина размышляли над тем, как сохранять душевное равновесие при современном потоке негативной информации.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер. По традиции в вечернем эфире мы обсуждаем одну из тем, которые в утреннем эфире подняли авторы программы «Частное мнение». И сегодня такая тема, очень злободневная, болезненная — о том, как не унывать, когда нас накрывают потоки информации самые разные, которые мы порой не в состоянии пережить, переработать. И чтобы обсудить эту тему, мы пригласили в студию отца Павла Усачева, клирика храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Добрый вечер, отец Павел.
о. Павел
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Дмитрия Пильщикова, доктора технических наук, профессора, который всю жизнь занимается информационными технологиями. Добрый вечер, Дмитрий.
Д. Пильщиков
— Здравствуйте.
Н. Лангаммер
— И, собственно, автор программы «Частное мнение», которая и предложила тему для обсуждения, Наталья Разувакина — поэт, журналист. Добрый вечер, Наташа.
Н. Разувакина
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Давайте послушаем Наташину программу и потом продолжим уже разговор, будет понятно, что именно Наталья хотела обсудить.
В эфире звучит программа «Частное мнение», рассказывает Наталья Разувакина
Не знаю, как вам, а мне очень важно чувствовать, что люди вокруг хорошие, что в каждом человеке искра Божья. И, что не менее важно — уметь не поддаваться эмоциональному мороку, когда вдруг кажется, что в мире правит зло. Когда я в детстве сталкивалась с явным проявлением жестокости, мама мне говорила: «Знаешь, хороших людей всё равно на свете больше». Это срабатывало. Я, совсем маленькая, утешалась. Повзрослев и уверовав в Господа, я постепенно пришла к ощущению, что плохих людей не бывает. Все хорошие по внутренней сути своей, в каждом отсвет неба, просто незаметен он бывает по разным причинам. У меня случаются дни, когда по долгу службы приходится перерабатывать огромные пласты информации, читать новостные ленты. Новости чаще всего тревожные. А в день, о котором я хочу сейчас рассказать, они были буквально удручающими. Как в детстве, я цепенела перед самим фактом зла, что идёт от людей. Да как же так? Как жить, если мир таков? Где же вы, хорошие люди? Незаметно для себя я сползла в эмоциональный омут, самый негативный, чёрный, от которого обычно оберегает молитва. Но я оказалась вдруг слабой перед натиском лавины сообщений о случаях проявления человеческого жестокосердия. До вечера просидела в интернете, а потом пошла в магазин за гречкой и кефиром. Во дворе вдохнула свежий зимний воздух и остановилась. Посмотрела вверх — сколько же звёзд! «Господи, — говорю, — не дай мне разувериться. Дай силы жить, очень прошу Тебя». И пошла дальше, в супермаркет. Купила еды и на выходе увидела собаку, привязанную поводком к ручке двери. Когда входила в магазин, её не было. Тёмно-коричневая такса выглядела жалко. Предельно истощённый пёсик безучастно смотрел куда-то вниз. Сквозь редкую неопрятную шерсть проглядывал весь рельеф скелета. Тут же остановилась семейная пара: «Ох, бедная собака!» Вздохнули и пошли дальше. Я вышла, направилась была домой и снова вернулась в магазин. Стою и думаю: что же делать-то? Пса надо спасать. Не знаю как, но надо. И что за хозяин у него? Какая жестокость! Вот оно, проявление зла, уже не в интернете, а вживую. Но надо что-то делать. Уже прикидываю, где буду брать средства на лечение собаки, как отнесётся к этому шагу моя семья. Для начала дождусь хозяина, кто-то же привязал это несчастное существо к ручке двери. Через несколько минут к таксику подошёл высокий симпатичный парень с ясным спокойным лицом. Начал отвязывать поводок. Я подлетела. «Скажите, вы его кормите? Почему он такой?» Парень удивлённо поднял брови: «Конечно, кормлю. Специальным кормом лечебным. И уколы ставлю. Он ведь старенький очень. Мне щенка родители подарили, когда я в первый класс пошёл. А сейчас мне двадцать пять лет». Мне стало неловко за свои вопросы, а парень аккуратно подхватил четвероногого друга под брюхо большой надёжной рукой и бережно вынес на улицу. Наверное, пёс любит гулять, но сам ходит уже очень медленно. Я шла домой и благодарила Бога — как вовремя показал Он мне эту картинку: просто жизнь, нормальный хороший человек. А уж я-то успела страстей напридумывать! И ещё один вывод так и напрашивался: взрослый человек, умей управлять своим эмоциональным состоянием, особенно при работе с интернетом, ведь тематические подборки там могут быть какими угодно, тебе ли не знать. Держись правды Божьей и помни: Он есть любовь, и Он победил мир.
Н. Лангаммер
— Ну вот, Наташа выбрала такой один аспект, когда информационные потоки накрывают нас с той точки зрения, что слишком больно, мы не можем пережить боль других людей. Этой боли такой объём, что ты уже немножко теряешься, да, Наташ? И уже видишь везде какую-то несправедливость, я так понимаю тебя.
Н. Разувакина
— Обескураживает просто — а как жить дальше? Наша вера радостна, мы знаем об этом, и знаем, почему она радостна, но иногда очень сложно не на словах, а действительно, внутри эту радость ощущать, эту связь со Христом постоянно, когда вокруг такие потоки негативной информации о том, что творится в мире.
Н. Лангаммер
— То есть это что-то, на что мы не можем повлиять, правильно я понимаю?
Н. Разувакина
— Конечно. То есть у нас всё нормально, у меня объективно ничего не случилось, но я захожу в интернет и вижу такие новости, которые хочется, как говорят, развидеть.
Н. Лангаммер
— Я когда готовилась, Наташ, тоже почитала разную информацию о том, как в принципе человек воспринимает информационные потоки уже теперь. Всё-таки есть сообщения, которые на нас влияют каким образом: мы можем поменять своё поведение, защищаться, как-то предотвратить какие-то проблемы, обучаться анализировать, то есть кора головного мозга определённым образом реагирует на определённые информационные сигналы, но их должно быть не такое количество, как мы имеем сейчас, потому что с такими объёмами мы, видимо, не в состоянии справиться. Отец Павел, как вам кажется, в принципе есть какой-то ответ — а как это всё принять, когда этого так много? Изначально же человек настроен на какую-то другую волну, объём должен быть меньше, правильно я понимаю?
о. Павел
— Да, но мы здесь — заложники своей психики, на мой взгляд, потому что вообще внимание человеческое так устроено, что оно должно переключаться, то есть мы не можем долгое время на чём-то одном быть сосредоточены, мы должны переключаться, должна быть разная информация, чередование труда и отдыха. Ну вот в классной урочной системе идет урок, потом переменка: все бегают, прыгают, резвятся. Наверняка вы все знаете, что сейчас происходит на переменках: чередование информации — и информации, потому что наступает переменка, и дети продолжают сидеть за партами, но уже в гаджетах. Вот это совершенно ужасная ситуация. То есть мы заложники, так устроена психика, внимание должно переключаться. Ну вот надо правильно уметь его переключать, то есть мы должны какую-то важную информацию получать, потом, может быть, какую-то двигательную активность проявлять и так далее. Мне сейчас почему-то вспоминаются слова профессора Преображенского из романа Булгакова «Собачье сердце»: «Не читайте советских газет перед обедом, потому что это чревато плохим пищеварением». На самом деле очень мудрый совет. И если углубиться в опыт церковного благочестия, то не так давно отец Алексей Мечёв, наш знаменитый удивительный старец московский, он разработал целую систему, как человек должен настраивать себя на предстоящий день. Это «краткое правило для благочестивой жизни» называется, можно в интернете посмотреть или в его книгах. По сути, это расшифровка того, как человек встаёт на утреннюю молитву, вот надо подождать, когда успокоится твой ум и так далее. Но у него это всё расшифровывается до мелочей. И если хотя бы раз в месяц это правило прочитывать, то наверняка выработается некий навык, как вообще себя настроить на предстоящий день. Это очень важно, такая духовная дисциплина, без которой невозможно в современном мире, потому что информации действительно очень много, и такой омут, в который мы погружаемся легко, а вот выбраться из него, конечно, очень непросто.
Н. Лангаммер
— То есть это как технически должно выглядеть? Мы сейчас об идеальной картине говорим: какой-то объём информации в день поглощать, просто регламентировать по времени или по выборке? Мы сейчас, в общем, примитивные вещи обсуждаем, но почему-то мы даже с этим не справляемся.
о. Павел
— Вообще, это беда современного человека — отсутствие осознанности, когда мы не думаем о том, почему эта информация пришла к нам и зачем она нам нужна. Когда человек теряет осознанность, то это всё, это беда. Психика, наша душа — это поле, на которое падают разные семена, как в притче о пшенице и плевелах, когда человек спал, враг пришёл и посеял плевелы. Наше сознание у современного человека — это сознание спящего человека. Это человек, который спит. Он просто не понимает, зачем, откуда, почему эта информация ему нужна. И контекстная реклама очень тонко встраивается в нашу жизнь, и ведёт нас туда, куда нам не нужно. Какие здесь могут быть правила? На мой взгляд, наверное, самое первое, что надо сделать современному человеку, который пользуется всеми современными мессенджерами — это просто понять, что существует такая беда у православных — это православный спам, вот когда просят помолиться, там кто-то умирает, кто-то сейчас находится в какой-то бедственной ситуации и так далее, вот давайте срочно молиться и всем разослать. И это же какой-то чат, это сообщество людей, которых ты знаешь лично, и вот эта информация, она прилетает всё-таки извне, как правило: о ком-то надо срочно молиться, кто-то погибает, кто-то страдает, и как пройти мимо страдания? Христиан не может этого сделать. Понимаете, это вот такая дьявольская уловка, потому что очень часто оказывается, уже впоследствии, что эта информация устаревшая или вообще она недостоверная, а мы уже включились, мы уже молимся, мы уже не только сами напряглись, а мы напрягли вокруг себя десятки людей. И, на мой взгляд, нужно для себя такое табу установить, что вот эти все рассылки, я в них не участвую в принципе.
Н. Лангаммер
— А если правда беда?
о. Павел
— А если правда беда, вы понимаете, весь мир не спасти. Но если беда, которая касается твоих родных и близких, кого ты знаешь лично, то ты об этом узнаешь не из этой вот рассылки. А здесь, наверное, нужно просто согласиться с тем, что мы не можем и не должны контролировать ситуацию во всем мире, вот что сейчас происходит, кто-то страдает. Каждую минуту человек рождается и человек умирает. Поэтому просто осознанность, понимание, что мы не в силах и не должны ставить себя на место Спасителя. У нас есть Спаситель, наш Господь Иисус Христос. А нам можно просто вздохнуть обо всем мире, правда?
Н. Лангаммер
— Конечно.
о. Павел
— И это уже будет молитва. Но эти все рассылки, мне кажется, это первое, что нужно табуировать в своей жизни, потому что иначе нервов никаких не хватит, ты просто будешь весь издёрганный, всем пересылать, чтобы срочно вставать на молитву и так далее. И жизнь, которая реальная, с этой собачкой, она просто будет мимо проходить. Это задача — отвлечь нас от дела нашего спасения. Дело нашего спасения — это я здесь и сейчас, и вот эта жизнь, которая реальная вокруг меня.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, и мы обсуждаем сегодня тему: как не утонуть в унынии, когда нас накрывают информационные потоки. И у нас в гостях отец Павел Усачёв, Дмитрий Пильщиков — специалист по информационным технологиям, и поэт, журналист Наталья Разувакина. Отец Павел, вы очень важную такую тему подняли. Мы когда-то, лет десять назад, снимали программу, молодёжное такое ток-шоу было, и один из ребят предложил тему, которую назвал «Прививка равнодушия», потому что, он говорит, столько просьб помолиться, просят приехать, чем-то помочь, там сгорел храм — давайте поможем, восстановим. И это всё как бы дёргает нас за душу, и человек невольно вырабатывает какую-то стену, такую чёрствость души, потому что иначе, как вы говорите, никаких нервов не хватит. И мне кажется, это такая опасная история, что вот вы начали эту тему, почему это плохо, хотя, казалось бы, надо, как христианину, дёргаться и реагировать, потому что, наверное, нам это не по силам. Дмитрий, вот вы занимаетесь информационными всякими вот этими технологиями. Я о вас не нашла информацию в интернете, наверное, это и правильно, человек, который такими процессами занимается, он не особо публичен в этом своём делании. Но вот такое воздействие на человека, вы, наверное, это исследовали, оно, во-первых, для чего? И, во-вторых, как, подразумевается, человеческий организм и душа на это реагируют?
Д. Пильщиков
— Да, я хотел бы тоже продолжить мысль, которую батюшка упомянул. Вы обратили внимание, что мысль профессора Преображенского, она имеет продолжение: «Так никаких же нет!» — «Вот никаких и не читайте». О чём сказали вы, Наталья. Может быть, как-то ограничить во времени, подумать о содержании и так далее, это тоже эффективные способы борьбы, как нереагирование на спам, то есть внутренняя такая дисциплина. Но надо правильно понимать, я действительно занимался информационными технологиями достаточно много и, можно так сказать, понимаю, кто по ту сторону экрана стоит.
Н. Лангаммер
— Вот кто они, те самые, которые это провоцируют?
Д. Пильщиков
— Это весьма могущественные, земные, что очень важно, силы (потом мы с вами обязательно это обсудим), которые обладают очень большими ресурсами — экономическими, кадровыми, технологическими и так далее, и тому подобное. Арсенал их воздействия, средств тоже очень разнообразен. И можно, конечно, тренироваться в разных способах, но я вам могу даже сказать, когда батюшка упомянул о том, что можно использовать определенные правила подготовки себя к текущему дню, он сказал: «посмотрите в интернете». Понимаете, да? То есть лукавые силы уже этот второй рубеж обороны выстроили, ведь кому хочется потренироваться в собственной воле, он все равно придет в интернет. И вот мне бы хотелось предложить поговорить о том, что информационные потоки, о которых упомянула уважаемая ведущая этой программы, которые мы обсуждаем, — это инструмент. Надо правильно понимать, что это инструмент, который, я не думаю, что он остался на уровне попытки заработать денег или еще что-то, то, что на нас давит, нам всучают какие-то товары. Безусловно, это все вот такая информационная, будем говорить, помойка, чего там греха таить, которая развернута в пространстве, которое нас окружает информационном, и она имеет тоже определенные свойства и цели, задачи. Например, я вам просто скажу, что из школьного курса математики любое число, деленное на бесконечность, дает ноль. Поэтому, если матрица информационная потоков бесконечность на бесконечность, то есть валите всё туда, то какой бы человек с какой бы благой идеей не подошел к ней, она туда бульк! — и все.
Н. Лангаммер
— Давайте разберем, подождите. У нас существует сейчас такая ситуация, что мы все сидим в интернете. О каких таких силах мы говорим? Это похоже просто на развитие цивилизации, в которой появились вот такие вот инструменты жизни, и уже не инструменты, а обстоятельства нашей жизни, как интернет. Вы утверждаете, Дмитрий, что за этим стоят какие-то люди, которые это сделали с какой-то целью воздействия на нас, на всех?
Д. Пильщиков
— Не я предполагаю, а вы сами сказали: это цивилизация. Цивилизация развивается определенным путем, как, насколько я понимаю, может быть, батюшка поможет мне, в свое время люди разделились на сынов Божьих и каинитян. Вот цивилизация — это заслуга последних, они ее последовательно развивают, и информационное пространство — это последствия. Другой вопрос, что мы уже не можем, безусловно, вернуться в патриархальную семью, в отсутствие информационных технологий, и батюшка правильно сказал: надо посмотреть там. Почему? Потому что уже на книжных полках этого не найдешь, а там быстрее найдешь. Поэтому я и предлагаю обсудить вопрос не механического ограничения этого и не тренировки собственной внутренней воли по противостоянию, как единственных способов, хотя эти способы не исключаются, особенно в части молодого поколения, то есть торопиться давать детям эти средства не надо.
о. Павел
— Самый страшный подарок для ребенка.
Д. Пильщиков
— Да, к сожалению, это одно из самых популярных, вот торопиться давать не надо. Нужно, безусловно, переключать себя, то есть помолиться, как-то, простым языком говоря — охолонуть и немножко сбросить с себя вот этот накал. Но я хочу сказать немножко о другом — о том, что опасна не сама технология, как известно, молотком можно и голову разбить, а можно и Ноев ковчег сколотить. Поэтому, если мы рассматриваем информационные потоки как технологии, важно содержание. Если содержание нас ведет к земному, что такое уныние, которое мы обсуждаем — это печаль о будущем. Это разрыв между ожидаемым в настоящем и в будущем, и имеемым. Как известно, если мы будем преследовать земные цели, этот разрыв неизбежен, это на духовном уровне, на философском все подтверждают. Поэтому, если мы с вами не будем анализировать вот эти потоки с точки зрения их содержания, теперь современное слово «контент», то, как любой другой инструмент, они бывают разные. И другого способа, мне кажется, противостояния этому очевидному злу нет, потому что, как правильно было отмечено в передаче, подавляющее большинство информации, оно раздражающего, утомляющего, возмущающего и так далее характера. Они даже специально настраиваются, то есть это как песня, которую невозможно остановить.
Н. Лангаммер
— Мне кажется, отец Павел правильно говорил, в точку, что даже положительный контент, который нас побуждает к чему-то духовному, но в таком объеме мы переварить не можем, потому что идет постоянное возбуждение головного мозга, нервной системы, и вот это убивает.
Д. Пильщиков
— Я вам даже больше скажу, что пример, приведенный батюшкой, эта же смс-ка через некоторое время придет к вам, опять по кругу пройдя и опять попросит это. Отсюда мы делаем простой вывод: задача, запущенная этой смс-кой, была — не помочь конкретным людям, а накрутить трафик компаний, которые зарабатывают на этом деньги. Нам не страшно деньги потерять, нам страшно потерять души людей. И, возвращаясь, каким образом можно прервать вот этот порочный круг, на мой взгляд, я предлагаю обсудить. А вот если мы ставить будем перед собой цели не земные, а цели небесные, единственно правильные — достичь Царствия Небесного... Кто является основой и опорой? Конечно, семья и молодежь, подрастающее поколение, дети, которые устремлены в будущее. Вот чтобы не было печали о будущем, мы сами должны идти к Царствию Небесному и детей своих привести к этому ощущению.
Н. Лангаммер
— Как это сделать в контексте информационных потоков? Вот то, что мы обсуждали изначально — это ограничить время, это выбрать какие-то ресурсы, которые нужно смотреть, которые не нужно смотреть, понять, как правильно реагировать на эти смс-ки из сегодняшних таких рекомендаций. Еще что, Дмитрий?
Д. Пильщиков
— И еще нужно анализировать изначальные источники и блокировать их на уровне личном, семейном, общественном, государственном.
Н. Лангаммер
— «Изначальные источники» — в смысле понимать, зачем тебе присылают ту или иную информацию, кто за этим стоит, какая у них мотивация?
Д. Пильщиков
— Да, верно. Я вам попробую привести простой пример: когда два источника информационных потоков: (можно так смоделировать, да простит мне Господь) Бог, изливающий на всё Свою любовь, и дьявол, который в мягкой шуршащей форме, под видом нежного, приятного на ощупь, показал Адаму и Еве красивые яблоки, он добился своей цели. Через чувство вошел и разрушил. Поэтому смотреть нужно не только на внешнюю упаковку информационных потоков, но и на содержание этих потоков.
Н. Лангаммер
— То есть постоянно бодрствовать.
Д. Пильщиков
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы сегодня обсуждаем тему: как не унывать, будучи накрытыми информационными современными потоками. И у нас сегодня в гостях отец Павел Усачев, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, Дмитрий Пильщиков — доктор технических наук, профессор, специалист по информационным технологиям и Наталья Разувакина — поэт, журналист и автор программы «Частное мнение», которая и легла в основу сегодняшней дискуссии. Мы вернемся в студию через несколько минут, не переключайтесь.
Н. Лангаммер
— И мы возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем сегодня острую больную тему: «Как не унывать, будучи накрываемыми информационными потоками». И у нас в гостях сегодня отец Павел Усачев, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, Дмитрий Пильщиков — доктор технических наук, профессор, специалист по информационным технологиям и Наталья Разувакина — поэт, журналист, которая и предложила обсуждение данной темы. Дмитрий, вы такую сейчас планку подняли, потому что я тут хотела выступить с тем, что, наверное, за всеми потоками, которые к нам приходят, все-таки стоит базовое желание людей заработать. У нас часто в студии бывает Женя Ульева, которая тоже в этом очень глубоко разбирается, и она говорит: «Вы просто поймите, что все это маркетинг, в основном». Но вот вы сейчас говорите, что не только маркетинг, а какие-то еще есть задачи, как бы втягивание людей в эту информационную какую-то такую воронку, что ли.
Д. Пильщиков
— Я думаю, что да, именно это я и имел в виду. Речь идет о тех образах, которые несут информационные потоки, и к чему они устремляют наши души. Как известно, чтобы завладеть территорией, имуществом и еще чем-нибудь материальным, не обязательно биться, захватывать — достаточно обратить человека в свою веру, и он сам все отдаст. Приведу пример: наверное, вы помните известную сказку, которую мы все смотрели — «Буратино», там: «На дурака не нужен нож: ему с три короба наврешь (а ложь — это жало дьявола), и делай с ним, что хош».
Н. Лангаммер
— То есть это вот как раз та история, как, помните, этот фильм, не знаю, уместно ли его привести: «Хвост виляет собакой», когда нам создают иную реальность, и в этой реальности мы делаем то, что от нас ждут.
Д. Пильщиков
— Верно. То есть из этой реальности нет выхода и поэтому бороться с унынием, купаясь в тех информационных потоках, которые мы имеем на сегодняшний день, практически невозможно. Мы с вами в замкнутом цикле находимся, вот если на плоскости условно нарисовать окружность и поджечь ее, мы находимся внутри. Выход — только через небо, через верх, можно только выпрыгнуть, оттуда устремившись. А вот как это сделать, лучше всего, я думаю, знают священники.
Н. Лангаммер
— Я просто добавлю свои ощущения по этой теме, когда Наташа ее подняла, мы с Наташей коллеги, журналисты, и я думаю, что, Наташа, ты со мной согласишься. Я работала долгое время в информационных программах, и когда у меня мама сейчас вечером включает телевизор, почему-то вот это поколение старшее, оно привыкло к фоновому режиму, и это просто какой-то для меня ужас, потому что я все время работаю с информационными сигналами, с медиаконтентом, я устаю от этого, она — нет. И вот этот постоянный фон, и вот это постоянное напряжение: «Ах, там ровно семь, восемь, девять — надо смотреть новости». Я говорю: «Мам, ну зачем?» — «Я хочу знать, что происходит в мире». Я говорю: «Ну ты пойми, что от того, что ты посмотришь новости, ты не узнаешь, что происходит в мире. Вообще не существует никаких новостей объективных». Это вот продолжение того, что вы говорите, Дмитрий — манипуляция сознанием. Ну, представь, вот сегодня мы на даче провели день. Сколько всего произошло в новостях, там эфир полчаса, какие темы ты выберешь даже за сегодняшний день? Я съездила в магазин, важно? Важно. А может быть, важно то, что я починила что-то дома, или там наша помощница испекла пирог, или что мы выберем из тех событий, которые у нас — это будет наш выпуск новостей, но даже я не смогу выбрать те пять-шесть новостей, которые войдут в полчаса. Как ты думаешь, кто нам готовит это блюдо в информационных программах? Там вообще не бывает ничего реально какого-то объективного, все субъективно, все. Я работала в политике, я знаю, как ставятся задачи, о чем мы должны рассказать, я пришла туда маленькой девочкой в двадцать лет, и я помню, что не понимала, выйдя с обращением президента к нации, я не понимала, какие моменты надо подчеркнуть, и я спрашивала у взрослых дядь аналитиков: «А о чем сегодня важно рассказать?» А дальше я начала понимать, что идет заказ у каждой телекомпании свой, исходя из того, кто собственник. Наташа, вот ты тоже про это хотела, да?
Н. Разуваева
— Я о новостях не говорила, нет, я немножко другой аспект имела в виду. Да, я с тобой согласна, но меня тревожит другое. Можно, конечно, понимать, что все новости субъективные, что не стоит так прямо с придыханием ждать этих новостей и верить всему, и уделять много времени новостям, безусловно, это так, тут я согласна. Но христиане — люди отзывчивые, вот о чем уже говорилось, и когда, допустим, канал, которому ты доверяешь, говорит какие-то вещи, ты не можешь сам на них повлиять, но тем не менее душа твоя болит, еще какой-то канал, или вот, как у меня было описано в программе, что мы слушали, у тебя задачи профессиональные какую-то информацию просмотреть, что-то отсортировать, и ты волей-неволей берёшь это в душу, то есть совсем отгородиться, считать, что моя хата с краю, это неправильно, это путь к обывательской чёрствости, мне кажется. То есть совсем считать, что мой мир — это вот я проснулась, я помолилась, я попила кофе, открыла штору, у меня там птицы, я взяла веник подмела, и я помню, что мне там в школу надо ребёнка отвезти, и всё — это как-то слишком по-кухаркиному, я могу так жить, и это даже комфортно, и это даже хорошо, и это даже местами, наверное, богоугодно, но только местами. И я тоже думала перед программой: что делать? Вот не закрывать глаза, смотреть реально на то, что есть, и солнце за моим окном есть, и какие-то ситуации от журналистов, которым я доверяю, страшные, они тоже есть, это тоже реальность, но я не буду говорить, что — «а, нет, я не вижу», нет. Но — «держи ум во аде и не отчаивайся».
Н. Лангаммер
— Но у тебя же проблема-то возникла, понимаешь, и мы с этого и начали.
Н. Разуваева
— Да, проблема возникла, когда очень много этих потоков, но потом у меня решение какое-то пришло (может быть, батюшка потом дополнит меня или поправит) всё-таки, вот предварительное, что надо быть смелыми, надо быть отважными именно во Христе, мы же с Богом, кто против нас, в общем-то? Мы не будем отворачиваться от страшного, но мы будем помнить, что Господь мир победил, и именно поэтому мы не будем отчаиваться. Вот если так, кратенько.
о. Павел
— Да, я прекрасно вас сейчас услышал и, мне кажется, понимаю. Но давайте вспомним вот эту притчу о милосердном самарянине, который именно об этом конкретном человеке имел попечение, не просто сиюминутное, а он его оставил и он о нём позаботился, чтобы завтра ему тоже было хорошо. И понятно, что он дальше пошёл делать свои дела. Вот, наверное, такой образ нам дан не просто так, потому что мы не можем, ещё раз — спасти весь мир, и наверное, нужно слушать своё сердце, если действительно какая-то история коснётся близко, как-то тронет сердце, то, наверное, было бы здорово как-то постараться поучаствовать во благо, то есть что-то узнать и реально чем-то помочь. Вот это тогда будет иметь глубокий смысл, это будет вера, которая без дела не мертва, то есть это вера и дело. А если мы просто будем разорять свою душу большим количеством этой человеческой боли, которая всегда была, есть и будет, то в этом никакого смысла нет, и будет достигнута цель врага рода человеческого отвести наш взгляд от дела своего спасения.
Н. Разувакина
— И силы растрачивать вхолостую, получается.
о. Павел
— Вхолостую, да. Может быть, какую-то одну, две, три, сколько ты можешь понести, вот реально представить, в чём ты можешь поучаствовать сегодня. Коснулось сердце этой истории — поучаствуй, переведи копеечку, помоги перейти через улицу, накорми и так далее. Интересную вы тему подняли про то, что в фоновом режиме информация, и что взрослое поколение привыкло так жить, и что вроде бы ничего страшного. И вот эта человеческая боль тоже как фоном таким идёт.
Н. Лангаммер
— У них — в телевизоре, у нас — в телефоне этот фоновый режим.
о. Павел
— Да, да, да. Вот мне вспоминается герой Евгения Леонова из фильма «Большая перемена», там эпизод когда он пошёл отвечать историю: «Сэр Джонс, ваша карта бита», помните? Вместо ответа по теме, что сегодня задавали по истории, он ответил то, что слышал во сне по радио, там одна передача закончилась, историческая началась, какая-то аудиокнига или что-то, то есть у него вот это вот записалось на подкорке: это смешно, но это и очень страшно, потому что на самом деле так происходит. Как вы совершенно справедливо сказали, что за глобальными средствами массовой информации стоят люди — профессионалы своего дела и имеют какие-то не очень хорошие цели подчас. Притом, что сейчас есть нейролингвистическое программирование, и те, кто владеют этими техниками НЛП, они, конечно, очень здорово и профессионально консультируют.
Н. Лангаммер
— Здесь просто важно сказать, что, если мы засыпаем и что-то слушаем, это уходит в подсознание, почему ребенку рекомендуется сказку обязательно дочитать, если он уснул, сказать: «там все хорошо, принц принцессу спас» и так далее. Очень важно, что мы воспринимаем в состоянии сна.
о. Павел
— Да, и мы можем это действительно просто в обычной жизни даже не осознавать, что у нас там вообще творится в этом подсознании. Но очень интересно, у меня есть знакомая, которая может на любую ситуацию жизненную сразу спеть песню. Вот так вот работает ассоциация, откуда она выхватывает это, да? Просто в детстве, видимо, слушала много разных песен, и это безобидный пример. Но что там может вылезти и в какой момент — это очень большой вопрос, и фоновый режим точно совершенно опасен для нашего подсознания, которое иногда может вылезать на сознательный уровень. Это очень такая важная тема, очень такая животрепещущая, особенно, может быть, и для детишек, и взрослого поколения.
Н. Лангаммер
— Вот продолжая тему, которую Наташа подняла, как-то очень много всего у нас болит на эту тему, мы так выхватываем одно, второе, третье. Вот Наташа начала с этого и продолжает, в каком направлении: как понять свою меру? Вот эти вот информационные потоки, у меня сегодня знакомый говорит: «А я бумажкой прикрываю часть экрана, где мелькает, она же мелькает, она же раздражает!» То есть нам же физически приходится что-то закрывать на экране, если мы смотрим что-то важное, остальное нам навязывается, и мы это как раз в фоновом режиме тоже воспринимаем, в том числе, какие-то вот эти просьбы постоянно, эти больные глаза собак, там «помоги приюту», эти несчастные глаза бабушек. И хочется всем помочь, но как понять эту меру, когда, как христианин, ты действительно стремишься откликнуться на любую боль? Вот вы с этого начали, отец Павел, и все-таки у Наташи вопрос остается, что мы должны сделать: помочь самым близким, которые вокруг нас, или выбрать кого-то из информационного поля, кто особенно кольнул душу, ему помочь? И как эту меру для себя ощутить и как справиться с тем, что остальным-то ты не помог? А это болит, да, Наташ?
о. Павел
— Это вопрос мне?
Н. Лангаммер
— Да.
о. Павел
— Тогда я воспользуюсь словами апостола Павла, который говорит, что «тот, кто не умеет управлять своим домом, тот хуже неверного». Страшные слова, на самом деле. То есть получается, что если у тебя дети не обуты, не накормлены, а ты залипаешь в этих чатах — это совершенно неверно и неправильно, и не по-христиански. То есть первое — твоя личная ответственность перед твоими родными и близкими. Если у тебя сегодня все получается, за ними смотреть, помогать им, уроки помочь сделать и так далее, пойти погулять, то у тебя есть право сделать что-то дополнительное, что коснулось твоего сердца. А иначе не нужно, какой смысл? Ну, только если воздохнуть. Вот это очень такая тоже тема опасная, потому что мы какие молитвенники? Мы не можем молиться с утра до вечера за весь мир, поэтому, наверное, во всем нужна мера, как бы это странно не звучало, и в молитве тоже. Пусть это будет пятнадцать минут вечером какой-то чат, где мы можем посмотреть и просто вот воздохнуть, это тоже будет какая-то, пусть небольшая, но наша польза, участие наше такое личное, посильное. То есть первое — это наши родные и близкие, потому что кто не управляет своим домом, тот хуже неверного, тот отрёкся даже. Представляете, какие слова? Поэтому, конечно, об этом надо знать и помнить, но во всем мера и ограничить, и даже специально вот сесть и посмотреть, на что ты сегодня подписан в Телеграм-канале, на Ютюбе и так далее, потому что очень быстро количество этих подписок увеличивается, и потом это тобой, твоими чувствами играет, как хочет. Мне вот очень близка позиция нашего Святейшего, который как-то имел разговор с отцом Владимиром Вигилянским, который в свое время был секретарем Патриарха, и речь шла об интернете, что такое интернет. И прозвучала очень важная мысль, что это пространство, оно само по себе нейтрально, куда, естественно, приходят разные силы — и дьявольские, и те, кто служит Господу Богу. И вот наша задача, православных людей, по возможности это пространство заполнить добрым, что, собственно, и делает Радио ВЕРА.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы обсуждаем тему: «Как не унывать, будучи накрываемыми информационными потоками современными». И у нас в гостях отец Павел Усачев, Дмитрий Пильщиков — специалист по информационным технологиям, и Наталья Разувакина — поэт, журналист, которая предложила эту тему. Действительно, получается, что интернет — это как улица, на которую мы вышли, там есть магазины, там есть какие-то ларёчки, там есть люди разные, то есть все-таки, наверное, подводя уже итоги в последней части программы, мы говорили про осознанность — может быть, просто один день проконтролировать себя, что мы, собственно, поглощаем, да, Дмитрий, с этого начать?
Д. Пильщиков
— Есть разные методики. Вот сам лично практикую отказ от всех чатов во время поста.
Н. Лангаммер
— Это реально сделать?
Д. Пильщиков
— Это реально сделать. Есть ещё очень хорошая такая практика: попробуйте убрать телефон. Выберите день недели, когда вы не на работе. Мы понимаем, что есть определённые ограничения, и есть начальство, есть обязанности, но есть и дни посвободнее. Я вам сразу скажу, лукавый будет говорить: «а вдруг в этот день умрёт моя мама?»
Н. Лангаммер
— Конечно. Это очень страшно, именно поэтому и не выключаемся.
Д. Пильщиков
— А вы можете повлиять на это? И здесь мы возвращаемся к тому вопросу, который вы задали. Вот батюшка привёл прекрасный критерий того, ответ на вопрос ваш, Наталья: а как отличить, вот где мера? Вера без дел мертва. Если мы можем практически поучаствовать в этом процессе — на здоровье. Если нет, то это не наш информационный поток. И я вам более того скажу, вот вы, когда погрузились в печаль по поводу собаки, вы пришли к этой точке не с пустого места, вы предварительно были обработаны информационными потоками даже не интернетовского характера. Ну, а уж наши интернет и телевизионные СМИ, и прочие, если вы внимательно присмотритесь, они просто заточены сплошь и рядом на то, чтобы подавать вам, как вы, Наталья, правильно сказали — новости, которые вы сами не видели, не слышали. Те, кто их готовил, как вы правильно сказали, вы работали на серьёзных структурах и каналах, — они тоже их не видели, не слышали. Все так называемые «эксперты», сейчас очень много актуальных тем злободневных...
Н. Лангаммер
— Слово «эксперт» просто сейчас главное.
Д. Пильщиков
— Да. Раньше все были маркетологами и коучерами, теперь на смену пришли эксперты во всех областях. На самом деле они собирают в том же интернете, добавляют что-то, а может быть, и не добавляют, это по воле заказчика, и вот этим вот суррогатом, иллюзией мы и питаемся. Собачки, может быть, и не было, и даже приюта нет, а глаза есть, фотографию хорошую взяли, повесили — и вперед. Поэтому вы были подготовлены. И идея-то заключается, подача таких новостей, я согласен с батюшкой — она от лукавого.
Н. Разувакина
— Абсолютно точно.
Д. Пильщиков
— Идея заключается в том, чтобы разжечь в нас осуждение: там казнокрадство, тут власти бездействуют, этот олух занял не ту должность и так далее.
Н. Лангаммер
— Под хорошим предлогом: люди страдают, потому что...
Н. Разувакина
— Да, что становится с душой воспринимающего.
Д. Пильщиков
— На самом-то деле у собачки прекрасный был хозяин. И ситуацию, ведь мы же понимаем с вами, что всё происходит, всё даже злое, творимое человечеством — Бог, свойство его такое — Он обращает во благо. А если Он не может обратить, то Он этого не попускает. Поэтому, раз ситуация так развивается, заниматься этим анализом. Ответ мой на ваш вопрос (простите, уж как специалист с той стороны будем говорить), он ближе к фразе: «вот никаких и не читайте», потому что достоверных источников вы не найдёте.
Н. Лангаммер
— То есть читать только то, что по запросу твоему?
Д. Пильщиков
— Безусловно. Вот хорошая тоже практика дома — уберите телевизоры. Я имею в виду телевизионное вещание, ведь в телевизоре вы смотрите не то, что вы хотите. В интернете вы ещё можете заказать, хотя к вам всё время тоже лезут. Если вы с супругой или просто дома с мамой поговорите, вот три раза скажете «пылесос», и у вас полезет контентная реклама пылесоса, то есть, есть обратная связь.
Н. Разувакина
— Да, все мы уже заметили.
Д. Пильщиков
— Батюшка перечислил только некоторые. Я вас уверяю, счёт на внутренние технологии, затаскивание вот в эту воронку, он идёт на десятки разных способов, не только лингвистические, зрительные, там 25-е кадры и всё прочее. Я уж не говорю, вы коснулись темы детей, которые кладут телефон и дослушивают его, засыпая: телефон ближе 90 сантиметров несёт физическую опасность для коры головного мозга, рядом с которым он, как правило, и располагается. Поэтому, кто бы что ни говорил, и что, мол, современный и так далее — нет, этого не нужно делать. И очень хотел высказаться вот на эту тему: я очень благодарен батюшке за то, что он сказал: надо управлять этим процессом, другого выхода нет. Мы не вернёмся в мир без информационных технологий, поэтому, чтобы победить, выстоять, держаться, нужно управлять этим, нужно наполнять информационные потоки правильными смыслами, небесными образами, которые ведут к правильным нашим ощущениям. Они не всегда будут смешными или радостными, ведь исправление человека, как правило, происходит через скорби, в том числе, но это не должна быть скорбь потому, что мне не хватило денег на машину, не должна быть скорбь по поводу того, что — как же так, Даня Милохин зарабатывает столько, а мне вот телефон купили, я тут лежу, тиктокствую, а всё ещё не миллионерша. Вот что ведёт к печали.
Н. Лангаммер
— Слушайте, мы столько набрасываем примеров, а ощущение мозаичности абсолютное, потому что мы сами сейчас, говоря про информационные технологии, даже точечно не можем, мы хватаем то одно, то другое, то третье, это разные примеры, и даже не понимаем, к чему мы приходим. Мне кажется, уже такое время сейчас подводить итоги и выбрать какие-то важные моменты, которые прозвучали. Я для себя вот что вынесла. Я сейчас попробую уехать на несколько дней как раз в отпуск, и с ужасом услышала фразу Дмитрия, которую я слышала от других людей: «выключи телефон», и не то что «если в этот день умрёт мама», а если в этот день маме станет плохо, и без меня этот вопрос не решится?
Д. Пильщиков
— Давайте практически: а вы как его сможете решить?
Н. Лангаммер
— Вернуться оттуда и мгновенно начать участвовать в ситуации.
Д. Пильщиков
— Если ей станет настолько плохо, что потребуется, например, «скорая помощь», вы не успеете. Давайте расчёт, я человек военный. Борьба, даже духовная, это в том числе расчёт сил. Батюшка правильно сказал: не беритесь за весь мир — пупок надорвете.
о. Павел
— Срединный путь. Можно передачу мобильных данных выключить, но быть на связи, мама позвонит.
Д. Пильщиков
— Оставьте связь с одной мамой, больше ничего не берите. Попробуйте с этого начать.
Н. Лангаммер
— Я просто к чему это привела: насколько сложно это. Я, готовясь к программе, читала, что информационная зависимость — это такая же зависимость наркотическая, и это объяснимо: получая быструю информацию, мы получаем тот же дофамин, который от других наркотиков, и у нас такие же ломки, когда мы от этого отказываемся. Конечно, страшно признавать, что у тебя это тоже в какой-то степени есть, но это, видимо, есть. Наталья, я, наверное, должна дать тебе слово в конце программы, чтобы ты подвела итог.
о. Павел
— Буквально секундочку: вот эта информационная зависимость — это та зависимость, которой мы себе легко позволяем. Мы не можем себе позволить наркотик...
Н. Лангаммер
— А мы не видим проблемы в этом.
о. Павел
— Да, то есть это та зависимость, в которую мы чаще всего впадаем, поэтому это и самая страшная зависимость.
Д. Пильщиков
— Согласен.
Н. Разувакина
— Ну да. Что касается итогов, я сначала хотела дополнить Дмитрия о том, что осторожно нужно использовать, вдумчиво каждый раз, когда ты берёшь какой-то гаджет, что, может быть, есть альтернатива. Допустим, что-то хорошее мы хотим увидеть в информационных потоках современных — вот книжку почитать. Но мы знаем, что если мы будем её искать, там пойдёт реклама, там пойдут печальные собачьи глаза условно, ещё что-то, и если есть вариант с книгой бумажной, пусть будет так, и не только потому, что мы не увидим прочего мусора интернетного, но и, я читала исследования, действительно, книга бумажная, она глубже уходит в душу, она уходит в подсознание, она становится частью себя. А та же самая книга, тот же самый текст, но прочитанный с экрана — это кэш, это ненадолго даже в памяти, это будет наравне со многим другим, и это уйдет быстрее.
Н. Лангаммер
— Кстати, интересно, Наташа, а касательно Евангелия, которое мы тоже носим все сейчас в телефоне, а не в бумажном варианте?
Н. Разувакина
— А ты сравни, Наташ, так или так. Я для себя знаю, что лучше книгу бумажную открыть.
Д. Пильщиков
— Знаете, почему книга сильнее? Потому что это логос. Одно из имён Христа — Логос. За каждым словом образ стоит небесный.
Н. Разувакина
— Я ещё по-другому чувствую. Да, я согласна, но то же самое слово, казалось бы, там, но там за этим словом идёт цифра, идёт некое цифровое пространство, и когда ты туда включаешься, ты тоже несколько оцифровываешься. Это то ли ты, то ли твой цифровой двойник живёт, и именно поэтому человек, который сидит в телефоне, он выключен из этой реальности. Выключен! И я сама выключена. Сколько у меня кастрюль сгорело, когда я в интернете, «эверест» можно выстроить из этих кастрюль вообще, и это понятно: а потому что мы не здесь, мы отсюда уходим. Хорошо, мы будем там, в этом пространстве, мы будем делать эти потоки светлыми, а толку? А будет ли это та самая вертикаль к Господу? Об этом ещё надо подумать вообще-то.
о. Павел
— Ну вот про то, что можно ли читать Евангелие, молитвослов, Псалтирь в телефоне — можно, но, на мой взгляд, всё-таки для встречи с Богом должна быть какая-то определённая обстановка. Это всегда была книга, которая лежала в красном углу, да? То есть нельзя из одного и того же нашего прямоугольного гаджета узнавать новости о погоде и сразу читать Евангелие, как-то вот ценность, она падает.
Н. Разувакина
— Нивелируется сакральность.
о. Павел
— Совершенно верно. Ещё хотел сказать, что если вернуться в реальную жизнь человеческую, конечно, мы не можем отказаться от информации, у нас такая природная потребность — получать информацию, как-то её анализировать и выдавать, делиться. Ну там в сёлах всегда это тоже было, что-то случилось, обсуждали, без этого никак. Поэтому, конечно, нужно получать информацию из тех источников, которые в идеале ведут в жизнь вечную. Я просто по себе знаю, я одно время работал водителем такси, подрабатывал ещё до священства, я включал Радио ВЕРА и слушал целый день — ничего плохого, это всё очень хорошо. И у меня такая возникла идея, что почему бы не создать такую рубрику на Радио ВЕРА, которая бы называлась, например, «Добрые новости»? То есть узнавать, собирать насущные новости, именно добрые, вот что хорошего сегодня произошло, и эти добрые новости, например, какое-то время чтобы они шли, занимали какое-то информационное пространство, потому что должна быть альтернатива той беде, которая сейчас в СМИ происходит. Вот эта вся боль, отчаяние, злоба, агрессия, всё, что нам транслируется, этому должна быть альтернатива в пространстве информационном. И, конечно, я знаю, что Радио ВЕРА — это альтернатива, но вот ещё бы добавить «Добрые новости».
Н. Лангаммер
— Я думаю, что мы эту тему можем поднять. Сейчас у нас в новом сезоне появилась программа «Редакция», где можно будет разговаривать с руководителями Радио ВЕРА, маленький такой анонс, и я думаю, что этот вопрос можно будет обсудить там. Сегодня у нас в эфире была программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы сегодня обсуждали очень сложную, болезненную тему: «Как устоять перед информационными потоками и не впасть в уныние». И напомню, что у нас в гостях был отец Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, Дмитрий Пильщиков — доктор технических наук, профессор, специалист по информационным технологиям, и Наталья Разувакина — поэт, журналист, автор программы «Частное мнение», которая и предложила эту непростую тему. Спасибо большое. Информационный поток сегодня был огромный, усвоить бы всё, что мы услышали.
о. Павел
— Но мы справились в целом.
Н. Лангаммер
— Я думаю, что просто в данном случае, надеюсь, он был полезный, и каждый для себя возьмёт что-то, что будет служить делу спасения души. Спасибо большое за разговор, всего доброго, до свидания, до новых встреч.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.