— Андрей, ты знаешь, а я ведь впервые в Новочеркасске! Рядом, в Ростове-на-Дону, много раз бывал. А в этот замечательный городок заезжать почему-то не доводилось.
— Да я и сам здесь в первый раз. Между прочим, Виктор, Новочеркасск — не просто городок, а казачья столица.
— Это я уже понял! Как-никак, мы с тобой целый час ходим по Новочеркасскому музею истории донского казачества. Любопытное место. Я столько интересного успел узнать. Но, кажется, ты хотел показать мне что-то особенное?
— Верно! В коллекции музея есть удивительная картина. Однажды увидел её репродукцию в художественном календаре. И с тех пор всё мечтал посмотреть на полотно своими глазами. Оно должно быть в этом зале. Да, точно! Вижу его! Давай скорее подойдём поближе.
— Завораживающая картина! Кто же её написал? Сейчас посмотрим. Николай Дубовской. А называется полотно «Радуга».
— Николай Никанорович Дубовской был одним из талантливейших пейзажистов своего времени — конца 19-го — начала 20 века. Многие его работы удостаивались золотых медалей на отечественных и зарубежных выставках. Творчество художника высоко ценил коллекционер Павел Третьяков. Трудно сказать, почему вышло так, что сегодня имя Николая Дубовского многими позабыто.
— Я точно теперь не забуду. Такую красоту забыть просто невозможно! Какие невероятные краски, акценты, а главное — какое величие в простоте!
— Именно этот удивительный художественный дар Дубовского — видеть величие в обыденности — отмечали ещё его коллеги. Художник Яков Минченков, например, говорил, что в своих произведениях Николай Никанорович нащупывает и показывает зрителям грань и одновременно взаимосвязь между человеческим и Божественным.
— Андрей, может быть, я сейчас сделаю очень смелое сравнение, но, глядя на картину, я вспоминаю библейскую историю о Всемирном потопе. Помнишь, когда Ной с сыновьями после долгих дней плавания, наконец, вышел из ковчега, сам Бог заговорил с ним. Господь пообещал, что больше уже земля не будет опустошена потопом. И в подтверждение своих слов дал Ною знамение — радугу в небе.
— Помню эти библейские строки наизусть: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
— Сияющая радуга на картине Дубовского словно соединяет небо и землю. Прорвавшееся из-за туч солнце ярко освещает берег, хотя вокруг всё ещё темно от уходящей за горизонт грозы. Мгновение настолько потрясающее, что человек в лодке посреди реки бросил вёсла и встал во весь рост.
— Он буквально замер в благоговении. Кажется, ещё секунда — и снимет шапку, перекрестится. На своей картине «Радуга» Николай Дубовской, действительно, сумел показать Творца через красоту и величие Его творения. Кстати, формулируя принципы своего творчества, Николай Никанорович подчёркивал, что для него главное — духовное содержание, которое художник стремится передать зрителю через полотно.
— Андрей, извини, что возвращаюсь к земному. Но мне вдруг подумалось: уж не здешние ли места запечатлел на своей картине «Радуга» живописец? Посмотри, человек в лодке по одежде — самый настоящий донской казак.
— Утверждать не могу. Однако Николай Никанорович Дубовской родился и провёл детство здесь, в Новочеркасске. Отец его был потомственным донским казаком. Поэтому вполне вероятно, что художник мог изобразить на полотне родные места, которые очень любил.
— Вот видишь, Андрей, сколько всего в этой картине! Бог. Родина. А ещё — надежда. На то, что гроза обязательно пройдёт, снова выглянет солнце и всё будет хорошо.
Картину Николая Дубовского «Радуга» можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Все выпуски программы: Краски России
Зачем читать с конца к началу, или как появились палиндромы
С тех пор как появилась письменность, человек смог не только слышать, но и видеть слово. И тогда он заметил, что существует интересное явление: слова можно читать не только вперёд, но и назад. Например, «топот», «шалаш или «тут как тут». Человек удивился и назвал это «палиндром», в переводе с греческого «бегущий обратно». Синоним его — русское слово перевёртыш.
Одним из самых древних считается палиндром, найденный при раскопках древнеримского города Геркуланума. Это фраза на латыни «сатор арэпо тэнет опэра ротас», что означает «Сеятель Арэпо управляет плугом». Удивительно в нём не только то, что можно прочесть всю фразу наоборот. Оказывается, если все 5 слов написать одно под другим, то получится прямо-таки волшебный квадрат: в нём предложение можно прочесть в разных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
Палиндром вошёл в европейскую литературу уже в средние века. А в России начиная с XVIII века тоже стали увлекаться искусством составления перевёртышей. Например, знаменитая фраза из сказки про Буратино: «А роза упала на лапу Азора» — принадлежит авторству поэта Афанасия Фета. Расцвет палиндрома пришёлся на XX век. Поэт Велимир Хлебников первый в России сочинил целое стихотворение-палиндром и назвал его Перевертень. Придумывали перевёртыши и литераторы Валерий Брюсов, Владимир Набоков, Андрей Вознесенский и многие другие.
Королём русского палиндрома считается поэт Дмитрий Авалиани. Его авторству принадлежат десятки палиндромов. Есть шутливые, а есть и с глубоким смыслом. Вот, например: «Лира цвела, а лев царил», «Я или суетен, или не те усилия?»
Придумывать перевёртыши — занятие сложное, но увлекательное и полезное. Оно помогает увидеть графику слова, развивает чувство языка. А ещё с ними можно поиграть на досуге. Например, предложите друзьям такую загадку: что скрыто во фразе «кит на море романтик». Как думаете, догадаются?
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Детям о вере». Наталья Мальгина, Евгения Арефьева
У нас в гостях были художник, режиссер Наталья Мальгина и продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» Евгения Арефьева.
Мы говорили о создании анимационного фильма «Выбор креста» и о том, как детям можно рассказывать о христианских смыслах, в том числе, через мультфильмы.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Горячая линия» церковной помощи. Диакон Игорь Куликов, Евгения Самоделкина
У нас в студии были создатель круглосуточной «горячей линии» церковной социальной помощи диакон Игорь Куликов и координатор социальной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Подмосковье Евгения Самоделкина.
Наши гости рассказали, как создавалась и как работает «горячая линия» социальной помощи — служба, в которую может обратиться любой человек с любой нуждой в разных регионах нашей страны. Также отец Игорь и Евгения поделились удивительными историями тех людей, кому удалось помочь.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели