Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Юрий Пименов. «Железнодорожная станция»

Поделиться Поделиться
Картина на мольберте.

— Взгляните, Андрей Борисович. Оказывается, здесь, в Барнаульском художественном музее, есть работа Юрия Пименова!

— А, картина «Железнодорожная станция»! Сильная вещь! Хотя и скупая на краски, почти монохромная. В сизых тонах изображены полотно железной дороги, лестница и надземный переход. Всё пространство затянуто дымом из труб тепловозов. Какого цвета одежда на людях можно понять лишь по бликам. Зритель скорее догадывается, что на женщине, всматривающейся вдаль, пальто бордовое, а на мальчике, который несет котёнка — шоколадное.

— Да, есть в этой работе какая-то кинематографичность.

— Верно! Как будто в фильме внезапно переключили изображение с цветного на чёрно-белое, а твой мозг пытается воссоздать колорит по памяти.

— И только стоп-сигнал семафора отчётливо горит красным огнём. Эта яркая деталь на общем сером фоне внушает тревогу. Как и бесконечные прямые линии, пересекающиеся между собой: рельсы и шпалы исполосовали землю, железная лестница с прогалами между ступенями решёткой расчертила пространство.

— Тревога — главный герой картины, что вполне оправдано. Полотно написано в 1940 году. Уже началась Вторая мировая война, в обществе витает предчувствие беды, которая вскоре обрушится на страну.

— Но это же уму непостижимо, Андрей Борисович! Как художник смог передать предчувствие?

— Думаю, здесь все дело в правдивости и внимании к деталям. Юрий Пименов ухватил приметы времени. Это фасоны пальто, предметы в руках героев — плетёная корзинка, бидон. И мы с вами, имея определённый багаж знаний, угадали временной период.

— Не просто угадали — погрузились в его атмосферу.

— А эффект погружения возникает благодаря таким подробностям изображения, как дым, стелющийся над рельсами, котёнок в руках у мальчика. Смотришь, и почти физически ощущаешь специфический запах железной дороги, нежную шёрстку под рукой. Юрий Пименов мастер подобных эффектов.

— И здесь эти эффекты создают особое дорожное настроение, показывают душевное состояние человека, который находится далеко от дома.

— Дорога — любимая тема художника. Пименов рассматривает её не только в буквальном, но и в широком философском смысле, как путь от рождения в вечность. Или как поток жизни, в котором ценен каждый миг — и счастливый, и драматичный, как на картине «Железнодорожная станция».

— Ценен каждый миг, говорите? А вот мне всегда хочется поскорее закрыть тревожную страницу жизни, если случается что-то печальное.

— Это желание понятно. Но опыт показывает: когда приходит испытание, лучше довериться Богу и принять всё, что Он посылает. Принять с лёгким сердцем, в детской простоте. И тогда будут и силы, чтобы преодолеть трудности, и радостные открытия. Страдания как будто выводят жизнь на новый уровень. Мне кажется, эта мысль присутствует и в картине Юрия Пименова «Железнодорожная станция».

— Поясните?

— Лестница, по которой люди поднимаются от железнодорожных путей к переходу — это же древний символ. Она ведет вверх, к небу, которое синими всполохами проглядывает среди клубов дыма. И в этом образе сердце находит надежду.

Картину Юрия Пименова «Железнодорожная станция» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем