Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России