— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Белгород. Епископ Никодим (Кононов)
В 1913 году Белгородскую епархию возглавил епископ Никодим (Кононов). Он немало потрудился для канонизации почитаемого белгородцами архипастыря восемнадцатого века, святителя Иоасафа (Горленко). Епископ Никодим написал несколько книг о святом, составил адресованные ему молитвы. А в 1911 году организовал торжества прославления святителя Иоасафа Белгородского. После революции 1917 года епископ Никодим открыто встал на защиту православной веры. На Рождество в 1919-ом архипастыря арестовали, а через два дня расстреляли. 2 ноября 2012 года в Белгороде состоялось обретение мощей священномученика. В 2000 году Церковь прославила епископа Никодима (Кононова) в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Белгород. Марфо-Мариинский монастырь
Марфо-Мариинский монастырь в городе Белгороде был основан в 1993 году. Его насельницы взяли за образец благочестия одноимённую московскую обитель милосердия. Ту самую, что создала в начале двадцатого века великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Белгородские монахини кормят в благотворительной столовой малоимущих горожан и паломников, шьют церковные облачения. Марфо-Мариинский монастырь объединил в общий комплекс стоящие рядом в центре города Успенско-Николаевский собор и Покровскую церковь. Эти два храма, построенные в восемнадцатом веке, после революции 1917 года были закрыты. И ожили, став монастырскими в конце двадцатого столетия!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Иваново (обзор)
Иваново стоит на реке Уводь, левом притоке Клязьмы, между Владимиром и Ярославлем. История города уходит корнями в шестнадцатый век — именно тогда его название впервые упоминается в летописях. Там сказано, что царь Иван Грозный пожаловал село Иваново своей супруге Марии. В семнадцатом столетии здесь появились первые в России полотняные фабрики. Местная текстильная продукция стала популярна не только в Отечестве, но и за рубежом. Славился холщовыми тканями и соседний Вознесенский посад. В середине девятнадцатого века он был присоединён к селу Иваново указом императора Александра Второго. Так образовался город Иваново-Вознесенск, в дальнейшем просто Иваново. Его называли текстильной столицей России, ситцевым краем. И городом невест — ведь ткачихами работали женщины. Им были свойственны трудолюбие и набожность. До революции 1917 года в небольшом городке действовало два десятка храмов. Часть их уцелела в безбожное время и поныне украшает городской ландшафт. Недаром Иваново входит в уникальный туристический маршрут Золотое кольцо России.
Радио ВЕРА в Иваново можно слушать на частоте 99,7 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ