«Я думаю, одна из главных целей человеческой жизни — делать добро», — говорил американский промышленник и убеждённый филантроп Питер Купер. Мысль эта родилась у него гораздо раньше того дня, когда из бедняка он неожиданно сделался богачом. Пятый из девятерых детей в семействе Куперов, он с детства видел, сколько сил прилагает его отец, берясь за любую работу, чтобы только прокормить семью, и уже тогда старался быть полезным. Когда Купер-старший нанялся косить лужайки перед домами состоятельных горожан, Питер, в то время ещё ребёнок, придумал и сконструировал для него приспособление, с помощью которого косить траву стало легче и быстрее. А для матери, чьи пальцы болели от постоянной стирки, Питер смастерил деревянную ступу, в которой можно было стирать бельё, не погружая при этом руки в воду.
Он разбогател, обнаружив в штате Мэриленд месторождение железной руды и быстро стал одним из крупнейших промышленников-металлургов Америки. Казалось бы, после долгих лет, проведённых в бедности, Купер должен был начать «навёрстывать упущенное» и тратить деньги. Но Питер поступил по-другому.
Богатство не изменило его характера и привычек. Купер по-прежнему одевался и жил более чем скромно, а светским развлечениям в кругу богатых коллег предпочитал вечер за чтением Евангелия в методистской христианской общине, членом которой являлся с детства. И всё так же искренне желал быть полезным людям.
В детстве Купер не получил надлежащего образования — денег у родителей хватило только на год обучения в начальной школе. Впоследствии Питер остро ощущал нехватку знаний и понимал, что в этом он, увы, не одинок. Теперь, располагая возможностями, Купер решил помочь в получении знаний тем, у кого не хватало на это денег — бедным рабочим и всем, кто хотел бы учиться, но не мог себе этого позволить.
И вот, в 1853 году, на средства промышленника в Нью-Йорке был учреждён вечерний колледж для рабочих и неимущих под названием «Союз Купера». В распоряжении его студентов оказались не только бесплатные уроки, но и богатая библиотека с читальным залом, Музей изобретений, химические и физические лаборатории. В первый же объявленный набор заявки на обучение подали две тысячи человек. А одним из выпускников «Союза Купера» стал знаменитый изобретатель Томас Эдисон.
Питер Купер много помогал и детям-сиротам; он был одним из основных жертвователей нью-йоркского попечительства о малолетних беспризорниках. Большую поддержку оказывал Купер своей христианской общине, направляя от её имени средства для устроения бесплатных столовых и пособий неимущим. В своём завещании он оставил на эти цели немалую сумму денег.
«Когда предстанем пред Господом, будет счастьем для нас, если мы обнаружим, что в жизни хоть раз накормили голодных, одели нагих...», — говорил Питер Купер. Он скончался в апреле 1883 года и ровно половину всего своего состояния завещал колледжу «Союз Купера». Колледж успешно работает и в наши дни, продолжая дело, начатое человеком, который всю жизнь стремился принести пользу людям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Служение - лекарство от выгорания. Наталья Сазонова
Как-то в разговоре о медиках, мой духовник сказал, что можно всю жизнь лечить, спасать людей и при этом не спасти своей души. Я тогда только начинала работать в медицине, и к услышанному отнеслась с непониманием и некоторой обидой за коллег. Но в будущем мне пришлось не раз задуматься над теми словами духовника.
В Евангелии Христос, определяя норму взаимоотношений между людьми, призывает к служению ближнему.
Врачи призваны помогать людям. Но оказалось, это можно делать по-разному. Ну, например: можно на просьбу больного дать вторую подушку, ответить, что её нет. И нисколько не покривить душой. А можно приложить усилия и сделать лежачему больному удобное изголовье.
Можно предупредить перед тем как сделать внутривенный укол: «Потерпите, будет неприятно, таков препарат». И больной будет терпеть, разве у него есть выбор? А можно чуть больше потратить своего времени, но сделать так, чтобы введение этого препарата было безболезненно.
На мой взгляд, служение в медицине — это сопереживание чужим страданиям. Оно и в словах поддержки, и в проявлении заботы, и в уходе, и в лечении. Без служения, высокое призвание нашей профессии становится обыкновенным ремеслом. Пусть даже высокопрофессиональным. Без служения, оно часто является источником тщеславия. Когда медик смотрит на болезнь отдельно от больного. Она интересует его как лишняя возможность практики. Возможность утвердиться в мнении о своём профессионализме. «Я сделал такую сложную операцию! Я — прекрасный врач». Но самому больному остаться безучастным. Отсюда и цинизм в профессии, а потом и выгорание. Был такой печальный опыт и у меня.
Случились личные неприятности. Я полностью погрузилась в свои переживания. Работала на автомате, к больным была безучастна, думала только о своей беде.
Как-то ночью, по дежурству, была в приёмном отделении. Из машины скорой выгружали каталку с пострадавшей в ДТП. Женщине предстояла срочная операция. Её как можно быстрее готовили в операционную. А она, преодолевая боль, молила: «Пожалуйста, запишите телефон, позвоните мужу, он не знает, где я».
Я успела записать номер буквально перед дверями операционной. Позвонила ее мужу. И в тот момент снова вспомнила о своём призвании. Лекарством от моего выгорания стала вот эта искра человеческого сострадания, понимания просьбы той женщины.
Вот он ответ, как спасая других, спастись самим? Видеть просто тела, но живые души наших пациентов. Разделять их боль. Тогда мы, медики, будем не только спасать людей, но и свои души.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Промысл. Нина Юркова
С детства, воспитываясь в церковной среде, я слышала о Промысле Божием.
«Это Промысл Божий» — говорили между собой церковные бабушки о зрелой женщине, которая — о невиданное по деревенским меркам дело — до сих пор не замужем. «Это было так промыслительно!» — облегченно вздыхал человек, опоздавший на автобус, не поехавший по дороге, где, как потом стало известно, в эти часы, когда он планировал ехать, сошла сель. «Видно такой о нём Промысл» — те же церковные бабушки обнимали мать солдатика, погибшего в Чечне.
Так понятие о Промысле жило в моей голове, не имея определения, но оно будто в нём и не нуждалось, потому как житейские примеры сами свидетельствовали о том, что есть Промысл. Крайне редко я слышала от кого-нибудь из окружения что-то хорошее в связи с этим словом, и долгое время никак не связывала Промысл Божий с Его непрестанной заботой о мире и о каждом из нас.
Но недавно меня осенило: столько всего в моей жизни сложилось промыслительно! И внезапное поступление в институт в Москве, которое в моменте воспринималось как трагедия, ведь в родном городе оставались буквально все, кто мне дорог. И учёба в этом православном ВУЗе, где мне так сложно было приспособиться к порядкам и нравам, впрочем, в итоге этот этап стал очень формирующим меня в духовном плане. И разорванная помолвка, в результате которой произошло переосмысление себя как человека и своих отношений с Богом.
Мне стало ясно: Промысл — это не карательная мера, при которой грозный Судья наказывает за грехи. Да, порой обстоятельства, в которых действует Промысл могут быть весьма и весьма суровыми. Но даже их заботливый Господь в итоге оборачивает нам ко благу, стоит лишь довериться Ему.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Про борщ и христианство. Наталья Сазонова
Тертуллиан сказал: «Душа человека по природе — христианка». Я давно старалась осмыслить эту фразу. Мне всегда казалось это о том, что душа всякого человека способна почувствовать Бога. Но однажды произошло событие, которое помогло мне увидеть, как эти слова реально проявились в человеке.
Мы с подругой помогали многодетной семье. Мама шестерых детей тяжело болела. Я готовила обед, а подруга отвозила её на своей машине. Но неожиданно ей срочно пришлось уехать. Отвезти суп было некому. Тогда я упаковала пятилитровую кастрюлю с борщом и вызвала местное такси.
Приехал уже знакомый таксист. Всегда строгий, придирчивый и ругающий предыдущих пассажиров за испачканный салон. Я села на заднее сиденье. Сумку поставила вниз, на коврик. Ехать недолго, дорога прямая, пролиться не должно. На всякий случай придерживала крышку кастрюли рукой.
Почти подъехали ... И тут таксист резко вывернул из-за встречной машины. Суп выплеснулся в сумку и протёк на коврик. Я так испугалась, что признаться не хватило духу! Быстро расплатилась и выскочила из машины. Тут же позвонила диспетчеру такси, рассказала о случившемся и попросила передать мои извинения таксисту.
Прошло время.
Воскресным утром, опаздывая в храм, я привычно вызвала городское такси. Села в машину, и тут раздался строгий голос водителя: «Ну, вот мы и встретились».
Это был тот самый таксист. Всю дорогу он выговаривал мне за испорченный коврик от супа, возмущался, что ему пришлось оплачивать химчистку салона, и в итоге предъявил общий счёт.
Я, извиняясь, отдала деньги. Он, глядя с неприязнью, продолжал ругаться. Я снова извинилась:
«Простите, понимаю все неудобства, которые мы Вам причинили, но Вы нас так выручили тогда...» Я всё ему рассказала. Неожиданно лицо мужчины изменилось, подобрело. Он смягчился. И вдруг ... вернул деньги за химчистку. Я отказывалась, но он, прибавив к сумме еще несколько купюр, попросил купить на эти средства фрукты для той семьи.
После службы я шла домой и думала о происшедшем. Почему такая резкая перемена в намерениях этого человека? Почему ему так захотелось стать причастным к доброму делу?
И тут я вспомнила: «душа по природе — христианка». Христианка не только в наличии религиозного чувства, христианка потому, что имеет в себе частичку Божественной любви. Она проявляется готовностью помочь и пожертвовать, стремлением поступить по совести. Вот такую душу я встретила в этом незнакомом таксисте.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение