Когда я была ещё студенткой, услышала от нашей преподавательницы, что иногда в детских хоровых коллективах бывают случаи, когда дети обижаются, только за то, что их перевели из одной партии в другую. Например, из вторых голосов в третьи — самые низкие в трёхголосном составе: «Почему я третий голос?! Я первым быть хочу!»
Помню, удивилась, даже посмеялась. Мне тогда показалось это забавным — дети же! Все, конечно, хотят быть первыми и лучшими, хотя голоса у всех разные, в том числе и по диапазону. А потом вдруг вспомнила себя в детстве. Я же сама такой была! Когда я ходила в хор нашей музыкальной школы, из вторых сопрано меня перевели в партию первых альтов, и я очень переживала. Сама себе поставила диагноз: «Плохо пою, поэтому и перевели».
То есть, по моему детскому представлению, первые сопрано самые лучшие и самые нужные. Соответственно, чем выше и громче голос, тем лучше. А проблема была в том, что я в тайне мечтала петь сольные партии и выступать на сцене. Но солистки из меня так и не получилось — очень слабый голос. Это ударило по самолюбию, и мечты развеялись, как ветер.
Но петь я всё-таки любила и связала свою будущее образование с хоровым пением. К тому времени я уже более здраво оценивала свои возможности: что я могу, а что я не могу, и в солисты больше не лезла. Пришлось работать с тем, что есть. И это даже хорошо, ведь в какой-то мере хор для меня оказался мостиком в новую жизнь — в жизнь духовную.
Именно хоровое пение учило смиряться и спускаться с небес на землю. Там нет понятия «я», зато есть «мы». Хор — это одна большая река, а партии — ручейки, вливающиеся в эту полноводную реку. Все друг к другу прислушиваются, подстраиваются. Сильные поддерживают слабых и не заглушают их своим ярким голосом, хотя это очень нелегко и получается далеко не сразу. Слабые стараются внести свою лепту — тянут, как могут.
Так же и в Церкви. Так во всей нашей жизни. Хор — это образ того, как нужно относиться к ближним. И лишь при христианском отношении друг к другу в коллективе возможна гармония. И музыка будет звучать чисто! И земная, и Божественная.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Розы для жены. Наталья Разувакина
«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю