Решили мы с подругой поехать во Псково-Печерский монастырь, помолиться. Спланировали поездку, купили билеты, забронировали номер в гостинице. И вот, ранним зимним утром высадились из автобуса в Печорах.
Какая же красота нас встретила! — Маленькие домики со ставенками, занесённые снегом, величественный монастырь. Входишь внутрь, и будто открываешь калиточку в ту Русь, о какой читал в учебниках истории, но сам никогда не знал.
Сразу по приезде в храм мы не попали, а решили отдохнуть с дороги и пойти на вечернюю службу. Я собиралась на неё, ожидая, что уж если от самих стен монастыря у меня такое неизгладимое впечатление, то как же, наверное, будет хорошо в самом храме молиться! «Ух» думаю, — «сколько благодати то будет, сколько радости, молитва сама будет из сердца литься!»
И...ничего не произошло! Более того, спустя буквально полчаса на службе, мне стало так трудно не то что молиться, а даже и просто сосредоточиться. Мысли разбегались, я никак не могла уловить смысл читаемых молитв, и так внутри было пусто ничего не отзывалось. В какой-то момент не выдержала, и вышла на воздух. Стою, и думаю: ну как же так! Что же я за бревно такое!
И вдруг вспомнила церковную пословицу, за точное воспроизведение не ручаюсь, но смысл такой: «беги в сторону Спасения, если не можешь бежать — то иди в сторону Спасения, а если упал и нет сил — хотя бы лежи в сторону Спасения». «Вот» — думаю, — «Господи, раз не идёт у меня молитва, то послужу Тебе хоть ногами, и буду стоять всю службу!» — и вернулась в храм.
Послушно достояла до конца службы, и вернулась в номер. То же повторилось и на следующий день, уже во время Литургии: я снова ничего не чувствовала, и хотелось уйти. Но сдержалась, и даже Причастилась.
Знали бы вы, как же не хотелось снова идти на вечернюю, и снова стоять, чувствуя себя абсолютно пустой. Но и тут получилось пересилить себя, и переступить порог храма.
Я встала у самого входа, ничего уже не ожидая, готовясь опять хотя бы «лежать в сторону Спасения». Но вдруг меня буквально накрыло радостной волной. Такое случилось со мной ликование, так целительно в душу падали слова каждой молитвы, как, наверное, никогда до этого. Служба, ещё вчера казавшаяся мне монотонной и долгой, пронеслась на одном дыхании, а из храма я выходила с сожалением: как, уже всё закончилось? И Литургия на следующее утро, перед самым отъездом, также была сплошной радостью и ликованием.
Да, вот ведь как бывает. Иногда молитва льётся будто сама собой, а иногда Господь словно испытывает, и стоишь на службе, как пустой сосуд. И думаю, что не стоит ожидать этого особого молитвенного настроения, а просто приходить в храм, на встречу с Богом, и быть с Ним даже, когда тяжело молиться. Лежать в сторону Спасения. А уж Господь не посрамит наших усилий.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи