Все помнят знаменитые пушкинские строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный \ К нему не зарастёт народная тропа \ Вознёсся выше он главою непокорной \ Александрийского столпа». «Александрийским столпом» с лёгкой руки поэта и сегодня часто называют один из главных монументов Санкт-Петербурга, символ города на Неве — Александровскую колонну на Дворцовой площади. Гранитный столп, устремлённый в небо, венчает фигура ангела с крестом в руке. На пьедестале надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Монумент стал данью памяти императору — победителю Наполеона и русскому военному триумфу в войне 1812-го года.
Увековечить славные деяния Александра Первого сановники государя пытались ещё при его жизни. Однако сам император выступал категорически против. Александр считал, что за победу над Наполеоном нужно благодарить не его, а Бога. Именно поэтому в память о событиях 1812-го года он замыслил построить в Москве Храм Христа Спасителя. Однако после кончины императора его брат, Николай Первый, вернулся к идее монумента в честь Александра.
Был объявлен конкурс проектов. Победил в нём в 1829 году французский архитектор Огюст Монферран, по иронии судьбы — бывший наполеоновский солдат. Впрочем, он принял победу русских войск и обратился к Александру I с просьбой позволить ему работать в России. По художественному замыслу, монумент в честь императора должен был напоминать одновременно античную колонну Траяна в Риме и Вандомскую колонну, которую в честь самого себя в центре Парижа ещё до поражения успел возвести Бонапарт. На его вершине помещался ангел, крестом попирающий змею — символ поверженного врага. Создание скульптуры ангела Монферран доверил монументалисту Борису Орловскому.
С технической стороны, Монферрану предстояло провести точнейшие расчёты. Возможно, не многие знают, что Александровская колонна представляет собою крупнейший в мире каменный монолит диаметром 3,5 метра, который удерживается лишь под тяжестью собственного веса, и не крепится к постаменту никакими специальными приспособлениями. Монолит обнаружил сам Монферран в гранитных каменоломнях под Выборгом. Вручную в течение двух лет гранитную глыбу отделяли от скалы, обтёсывали. А затем на специально построенном боте «Святой Николай» колонну доставили в Петербург. 30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Это было техническое чудо, длившееся 100 минут. Спустя два года, когда все работы были завершены, состоялось торжественное открытие памятника, его освящение и молебен, во время которого сам государь на коленях молился о благе подданных, славе русского оружия и упокоении души своего брата Александра. Монумент стал хранителем не только национальной, но и семейной памяти — ведь это посмертный дар младшего брата старшему.
В истории были моменты, когда нерушимому, казалось бы, памятнику угрожала серьезная опасность. К примеру, после революции 1917 года скульптуру ангела хотели заменить... на статую Ленина. А в годы Великой Отечественной войны монумент пострадал от обстрелов. Но по сей день стоит на Дворцовой площади Петербурга Александрийский столп, и напоминает нам о славной победе 1812 года и о выдающейся роли в ней императора Александра Первого.
Все выпуски программы Открываем историю
«Пролил еси свет во мраке, Господи»
Пролил еси свет во мраке, Господи, и явились цвета и формы. Склонился еси над бездной, имя которой Ничто, и бездна мучилась, пытаясь тенями изобразить красоту лика Твоего. Каким бездна изобразит Тебя, таким Тебя и все творения видят.
Прекрасно озеро моё, пока солнце безмятежно смотрится в него. Прохожие восхищаются красотой озера моего. Но закатится солнце, и озеро мрачной бездне уподобится. И никто уже не восхитится им, пока вновь солнце не покажется в сопровождении свиты своей сияющей.
Лик бездны пьянит тех, кто не видит солнца, склонившегося над ней. Красота творения открывается, когда созерцающий склоняется над ним.
Бессмысленно зеркало без лица, смотрящего в него. Но бессмысленно и лицо перед зеркалом, если нет света.
В свете Лица Твоего отражаюсь я в каждой твари. Без Тебя я и творения не отражались бы друг в друге — всё было бы тьмой, бездной и призрачной дрожью.
Творения искажают красоту лица Твоего, подобно тому, как сон искажает Явь.
Также как сны мучают меня, мучают меня и твари. Ибо, что есть твари, как не сон Твоей неизреченной Яви?
Говорят мне соседи: «Снились нам сны прекрасные». Да будет вселенная свидетелем моим — вы прекраснее снов своих. И вселенная видит во сне красоту свою и не может насмотреться.
Вселенная моя грезящая, пока сну снится сон, пугаются они друг друга, хотя ищут друг в друге толкования и утешения. Кто кому пророк: сон Яви или Явь сну?
О вселенная моя прекрасная, пусть снится тебе Явь, Явь расскажет тебе обо всём. Признай Явь, признай, что ты — сон Её, и тогда проснёшься и не будешь больше грезить о красоте, но сама станешь Красотою. Одна Явь и одна Красота, Она — причина грёз твоих.
Чада, не говорите мне о красоте звёзд, если не станет в них присутствия Божия, замолкнут уста ваши. Встаньте в непроглядной тьме на берегу моего озера и попробуйте воспеть красоту его. Ни звука не вырвется из уст ваших.
Твоё лицо, Господи, дарит красоту всему творению. В Твоей красоте плывёт вселенная, словно ладья в море.
И пепел безжизненный, если Ты склонишься над ним, преобразится.
Вразуми сердце моё, Господи мой, да не красотой тленной восхищается оно, но Тобой одним, Нетленная Единственная Красота моя!
Даруй ми зреть красоту лица Твоего.Даруй мне зреть красоту Твою бесконечно.
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне»
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Битва при Кобрине. Первая крупная победа 1812 года
Бой под Смоленском, битвы при Малоярославце и на Березине, наконец, знаменитое Бородино — об этих баталиях Отечественной войны 1812 года знают, наверное, все. Куда менее известна битва при белорусском городе Кобрине, которая состоялась в начале войны, 15-го, а по новому стилю — 27-го июля 1812-го года. Героическое сражение незаслуженно остаётся в тени, меж тем как именно оно принесло русской армии первый крупный успех на поле боя.
В первые дни после вторжения Наполеоновской армии в пределы Российской Империи, наши солдаты были вынуждены отступать, поскольку силы были неравными. На стороне Бонапарта воевали не только французы, но солдаты и офицеры почти со всей Европы. В июле неприятель планировал нанести удар по отступающей с боями вглубь страны Второй Западной армии, которой командовал генерал Багратион. Ещё одно соединение русских войск — Третья Обсервационная армия — должна была прикрыть отступающих на южном направлении. Перед ней стояла задача насколько возможно истощить силы противника и перерезать ему пути снабжения. Для этого Третьей армии предстояло выйти в тыл врага.
Наполеоновские военачальники не верили в наступление и даже посмеивались: мол, куда против них каким-то жалким, плохо обученным и негодным в дело новобранцам — именно так обрисовал им Третью армию сам Бонапарт. Однако иноземцы недооценили самоотверженный дух русских солдат. К тому же, военные были совсем не так плохи, как хотелось бы неприятелю. Армию составляли далеко не только новобранцы, но и закалённые в бою пехотинцы и кавалеристы. Командовал ими опытный и храбрый генерал Александр Петрович Тормасов.
Наступление состоялось 8 июля. Уже через 5 дней отрядами русских генералов Карла Ламберта и Алексея Щербатова был взят город Брест-Литовск. 15 июля развернулось сражение за Кобрин. Девять часов продолжались тяжёлые, кровопролитные бои. И завершились твёрдой русской победой! Был взят в плен командующий саксонской бригадой генерал Кленгель, офицеры и около двух тысяч солдат. За победное сражение император Александр I наградил командующего Третьей армией генерала Тормасова орденом Святого Георгия второй степени. Впоследствии Тормасов станет единственным, кто удостоится высшей награды России — ордена Святого апостола Андрея Первозванного — за участие в сражениях Отечественной войны 1812 года, а именно — в битве под городом Красным.
Историческое же значение битвы при Кобрине, пусть и далеко не самой масштабной, оказалось крайне важным. Как пишет исследователь Сергей Потрашков, победа при Кобрине пошатнула уверенность в тылах наполеоновской армии от Галиции до Пруссии, а среди русских людей усилила патриотические настроения и оптимизм. Спустя сто лет после событий в Кобрине открыли памятник в честь первой значимой победы. Надпись на нём гласит: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года».
Все выпуски программы Открываем историю