В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии».
О тайных грехах — священник Николай Дубинин.
Грех часто мы сравниваем с болезнью. И есть болезни явные, когда они поражают и человека, и его внешность, — возможно, или его походку — неважно. А есть болезни, конечно, скрытые, тайные, которые открываются впоследствии. Также и о грехе можно порассуждать, что, например, тайный грех, который изнутри поедает человека, ну, скажем, зависть. Сидит человек в компании, улыбается вроде, а самому от рассказов об успехах ближних так плохо, что у него аж настроение, давление подскакивает. Но никто этого не видит. Может, ну, кто-то увидел, что покраснел, а человек мучается, страдает. И вот очень важно распознавать в себе эти тайные грехи, которые нас мучают. Неслучайно святые называют такие грехи страстями, потому что они приносят страдания. Человек страдает. Гневающийся страдает. Обидчивый страдает. Осуждающий, завистливый. Все они страдают. Пусть это не видно внешне, но внутреннее состояние человека поедает. Поэтому борьба с грехами и тайными, и явными, конечно, должна быть всю нашу жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Христианские смыслы в сказках». Прот. Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Мы говорили о том, могут ли сказки передавать христианские смыслы, сохраняя при этом свою сказочность, нет ли в этом противоречия и почему именно сказки так любимы авторами и читателями.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Абрам Архипов. «Вечерняя молитва»
— Ваша гостиная, Андрей Борисович, — настоящая художественная галерея!
— Жаль только, Маргарита Константиновна, что изрядная доля её экспонатов — репродукции.
— Иногда увидеть качественную репродукцию — большая удача! Например, в тех случаях, когда подлинник находится в частной коллекции и не доступен для зрителей. Как вот эта картина Абрама Архипова — «Вечерняя молитва». Насколько я помню, полотно было написано в 1898 году, а после революции 1917-го оказалось за границей.
— Как, вы разве не знаете? Недавно работа Абрама Архипова вернулась на родину! Её приобрели для Калининградского музея «Русский центр искусства».
— Да что вы говорите! Значит, у меня появилась надежда увидеть «Вечернюю молитву» в подлиннике!
— Я тоже хотел бы постоять перед этим полотном, погрузиться в его атмосферу. Мысленно пройти по песчаной дорожке среди ветвистых деревьев к маленькому сельскому храму.
— Художник показал только нижнюю часть его фасада: крылечко с деревянными ступеньками, ряд белых колонн перед дощатой стеной с высокими окнами. Не видно ни куполов, ни крестов. А смотришь — и без сомнения узнаёшь церковь. Вот как?
— Полагаю, благодаря ненавязчивым подсказкам автора картины. Так, женщина в белом чепце стоит перед входом, молитвенно склонив голову. Вдоль дорожки видны покосившиеся от времени кресты. Это старое деревенское кладбище, а хоронили людей на Руси в церковной ограде.
— А ещё одна подсказка — это таинственное мерцание в глубине дверного проёма и в окнах здания. Свечи зажжены для молитвы, явно не для освещения. Ведь вечер только начинается.
— Верно, на улице ещё светло. Но солнце уже клонится к закату. Его косые лучи играют, оставляя яркие блики на траве, на деревьях, на песчаной дорожке. И кажется, что есть таинственная связь между огоньками в глубине храма и солнечными зайчиками в подступающих сумерках.
— Связь?..
— Да. Мы не видим, как совершается богослужение, но игра света делает единым пространство в церкви и за её пределами. Не правда ли, выразительный образ того, как молитва преображает жизнь?
— Чистая правда, друг мой! Солнечные всполохи на картине «Вечерняя молитва» — словно отблески Горнего мира.
— Подобным образом на иконах золотом обозначают причастность к Небесному Царству.
— Вы полагаете, Абрам Архипов усвоил этот прием из иконописи?
— Вполне вероятно. Ведь именно иконописцы помогли Абраму Ефимовичу стать художником. Он родился в крестьянской семье в деревне Егорово в Рязанской губернии. Ещё в детстве хорошо рисовал, и отец купил ему краски. Абрам показал свои рисунки московским мастерам, которые приехали расписывать деревенский храм.
— Если я правильно помню, они стали заниматься с мальчиком и даже подготовили его к поступлению в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— Да. Архипов получил образование, стал академиком живописи. Но через всю жизнь пронёс благодарность своим первым учителям-иконописцам. Художник усвоил от них не только азы мастерства. Но и понимание того, что творчество, да и вся наша жизнь — это Божий дар, который следует принимать с благодарностью.
— И в картине «Вечерняя молитва» отразилось отношение Абрама Архипова к жизни — благоговейное, трепетное...
Картину Абрама Архипова «Вечерняя молитва» можно увидеть в Калининградском музее «Русский центр искусства»
Все выпуски программы: Краски России
Выбор профессии и воля Божия. Сергей Комаров
Встретил недавно знакомого, с которым много лет назад учился в музыкальном училище. Артем был прекрасным пианистом, поражал нас незаурядными музыкальными способностями. Увидев его теперь, я с изумлением услышал, что подающий надежды пианист стал выдающимся специалистом... по автогонкам! И даже написал несколько книг на эту тему. На мой вопрос, играет ли он на рояле, он только махнул рукой.
Задумался я над такой темой: выбор профессии и воля Божия.
Мы плохо знаем себя. И порой не отдаем себе отчета, какие дары в нас заложены. Бывает, что эти наши склонности и таланты долго остаются необнаруженными для нас.
Где-то читал рассказ известного писателя архимандрита Рафаила Карелина о том, что он начал писать книги после пятидесяти лет. Если бы ему раньше кто-то сказал, что он станет писателем, он бы очень удивился...
Важно еще, что добрый Бог дает человеку не один талант, а много — на выбор. В тот или иной период жизни может реализовываться тот или иной талант. И это прекрасно!
Но! — ладно, если вместо пианиста кто-то стал специалистом по гонкам, или наоборот. А если человек занялся точно не своим делом, и стал плохим врачом или учителем — что тогда? Конечно, Бог и тут не оставит, и будет помогать. Однако такая ошибка может быть губительна для многих людей.
К сожалению, есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают не «свое». Не то, что у них получается, и не то, к чему у них лежит душа.
Вот как-то легкомысленно человек к этому отнесся, занялся чем-то, лишь бы заняться. Или родители не помогли определиться. Был бы хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом. Был бы замечательным военным, а стал слабеньким и незначительным актером...
Ошибившийся в выборе профессии человек в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Не реализовал те дары, которые Бог ему определил. Смотришь на такого человека и думаешь: брат, ну точно это не твое...
Сегодня в нашей жизни с выбором профессии есть определенные проблемы. Молодому человеку трудно разобраться, кем быть. Потому что нет идеологии и общепринятых идеалов. Советское время можно ругать до бесконечности, но тогда нам хоть говорили, что, например, быть летчиком или врачом — это почетно. Теперь понятия почетных профессий нет. Есть высокооплачиваемые и низкооплачиваемые. С одной стороны, современный человек более свободен в своем выборе. Но, с другой стороны, тяжелее ему. Потому что услышать Бога и себя в том возрасте, когда делаешь выбор профессии, еще трудно. А идеалов нет.
Но — дорогу осилит идущий. Надо внимать себе, пробовать разные варианты и молиться Господу о помощи в выборе жизненного пути — чтобы понять самого себя, найти самого себя. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь, всегда чувствуя какую-то неудовлетворенность в том, чем занимаешься.
И, насколько важно прислушиваться к себе, и спрашивать Бога — в чем мой талант, чего Господь от меня хочет? — Ответ обязательно придет.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение