Еф., 220 зач., II, 4-10
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Дети любят задавать вопрос: для чего существуют животные, растения, а потом, уже в подростковом возрасте, не столько другим, сколько самим себе задают вопрос: для чего существует человек? Или даже так, для чего существую я? Христианский ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 2-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В своё время, когда я преподавал культурологию в одном светском университете, случилось мне как-то говорить со студентами о проблеме смысла жизни. Передо мной сидел целый поток - сотни полторы третьекурсников. При этом на задних партах, как это обычно бывает, сидели те, кому лекция была неинтересна, и они пробовали заниматься своими делами. Конечно, можно было бы не обратить на них внимания и, вероятно, в другой раз я бы так и сделал, но в тот момент их поведение показалось мне вызывающим, и я решил задать им прямой вопрос по обсуждаемой теме: «Поднимите руку, кто к третьему курсу уже задумывался о смысле жизни?» Большая часть сидящих руку подняли, но процентов 15-20 ответили на тот же вопрос отрицательно, чем совершенно меня обескуражили, и я решил задеть их за живое. Я сказал: «Те, кто не задумывался о смысле жизни, – свободны. Если вы к 20 годам не думали, для чего живёте, нам не о чем с вами разговаривать. Идите болтайте и развлекайтесь в другом месте». Кто-то вышел, кто-то оказался этим задет и остался, чтобы послушать, о чём будет речь… Убеждён, что в итоге жизнь всё равно поставила перед ними вопрос о смысле, и они каждый по-своему были вынуждены на него ответить.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни начинается с уверенности в том, что мы не случайны. Апостол прямо пишет о Боге, который относится к миру с великой любовью. Это значит, что мы можем задумываться о смысле жизни и искать ответы на этот вопрос в книгах, в самих себе, но без Бога окончательных ответов не получим. В этом кроется суть многочисленных святоотеческих высказываний о том, что подлинное успокоение душа человеческая обретает только во встрече с Творцом.
Продолжается христианский ответ пониманием того, что Бог, сотворивший нас сообразными Себе, ожидает, что мы будем действовать в мире так же, как Он. И если Бог благ – главным содержанием нашей жизни должны быть добрые дела, которые выражают наше созвучие с Ним. Причём добрые в самом широком смысле слова – добрым может быть обучение, доброй может быть работа, направленная на благо других людей. Добрыми могут быть отношения. Даже самые короткие – с рядом стоящим в транспорте человеком, с продавцом в магазине. Мы не придаём значения подобным вещам, а ведь они наполнены содержанием, из которого в итоге и складывается наша жизнь. От нас зависят не только наши достижения и наша репутация, но и атмосфера, в которую попадают люди, пересекающиеся с нами по жизни. И эта атмосфера должна быть доброй. Наконец, последнее, что важно в христианском ответе на вопрос о смысле жизни. Понимание того, что самостоятельно исполнить поставленной задачи мы не можем. Бог предназначил нам исполнять добрые дела, но зная о нашей немощи, Он, по словам апостола Павла, спасает нас не по заслугам, а по благодати. Бог приходит, чтобы помочь нам на этом пути. Он ведёт себя как истинный отец, и нам стоит осознать себя Его детьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели