Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Семья и домашние питомцы». Протоиерей Павел Гумеров

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма святых Петра и Февронии в Марьино протоиерей Павел Гумеров.

Разговор шел об отношении к животным в православии, о том, какие есть распространенные заблуждения по поводу присутствия домашних питомцев в храме и в доме христианина, а также о том, как животные могут влиять на семейную жизнь. Отец Павел размышлял, есть ли у животных душа, и что нам известно о них и о их роли в жизни человека из Священного Писания.


А. Ананьев:

− «Семейный час» на Радио ВЕРА — это неизменно теплая, душевная, очень человеческая программа; но сегодня она будет несравненно теплее обычного...

А.Митрофанова:

− И человечнее...

А. Ананьев:

− И человечнее, потому что мы сегодня будем говорить о... (и сейчас меня отец Павел изгонит из студии) ... о самых человечных человеках — о братьях наших меньших. О кошках, о собаках, о лошадях тоже — о тех, кто делит с нами наш семейный дом, кто живет рядом с нами, на кого влияем мы и кто, конечно же, влияет на нас. Какие ошибки мы совершаем, заводя кошек и собак, для чего мы это делаем, чего стоит избегать, и вообще — будем делиться своими историями из жизни с нашим сегодняшним собеседником, настоятелем храма святых Петра и Февронии в Марьино протоиереем Павлом Гумеровым. Отец Павел, добрый вечер!

Прот. Павел:

− Здравствуйте, Александр! Здравствуйте, Алла! Здравствуйте, дорогие радиослушатели...

А. Ананьев:

− С вами сегодня Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

− Александр Ананьев... А тему, собственно, отец Павел сам и предложил. Поскольку много, как понимаю, вопросов, связанных с домашними животными, священнику приходится разруливать, и много мифов. Ну то есть, как это сказать... Не то чтобы мифов, потому что миф — это все-таки понятие такое сложное и культурологическое; а вот, скажем, заблуждений — точнее. По поводу, например, того, что собаку православным людям дома держать нельзя... Отец Павел, у Вас есть собака?

Прот. Павел:

− Да... Вы знаете, я, может быть, опять же, кого-то соблазню — потому что священник и собака, как же так... У меня есть собака, но я, вы знаете, сам ее не заводил. Хотя совершенно никакого греха не считаю в том, чтобы священник имел дома собаку. Потому что мы знаем, что даже святой патриарх Тихон Белавин — он имел сенбернара. Просто буквально краткая такая история, которую рассказали очевидцы...

Всем известный протоиерей московский Владимир Воробьев — его семья (родители) дружила с другой семьей, которая жила совсем рядом с патриаршим подворьем на Самотеке. И вот эта семья, в которой было пятеро детей, выходила гулять в садик, который граничил как раз... То есть, он был, видимо, общим с Троицким подворьем — и сам святейший вел этого сенбернара... Даже кличка была известна — Салтан, и дети маленькие катались на этом сенбернаре, как на лошадке...

А.Митрофанова:

− Прекрасно...

Прот. Павел:

− То есть, знаете, я думаю, что на самом деле он жил не где-то в будке, этот сенбернар. Потому что там все-таки двор был общий, у меня почему-то такое мнение, что он либо где-то в доме келейников жил... То есть, никаких запретов вообще на самом деле на это нет. Но это, думаю, мы еще отдельно этот вопрос зацепим...

А. Ананьев:

− Я предлагаю с этого и начать...

Прот. Павел:

− Ну а собака у меня есть... Я, простите, так, немножко увлекся...

А. Ананьев:

− Предлагаю с этого и начать. Логика мне понятна: семья — это малая церковь, и живет она по законам церкви. У семьи есть предстоятель — глава семейства; у семьи есть, собственно, прихожане — это вот сами домочадцы; у семьи есть вот этот красный угол, где всей семьей встают на молитву... То есть, это церковь — просто маленькая. И в церковь собак пускать нельзя. Почему же ее можно пускать домой?

Я понимаю, когда собака живет возле дома — у нее есть во дворе какая-то конура, или под крыльцом. Вот она там живет, ты выходишь, говоришь: «Здравствуй, Бобик!», и идешь дальше. А Бобик там живет своей жизнью. Так — да. Но когда собака живет в доме, мне понятна логика, почему этого делать нельзя...

А.Митрофанова:

− Говорит человек, который с собакой в обнимку 24 часа в сутки...

А. Ананьев:

− Это правда... Отец Павел нас спрашивал, что у нас за собака... Ой, там целая история, отец Павел... Эта собака была найдена в начале пандемии, вот в первые дни пандемии буквально, двухмесячным щенком в обувной коробке на помойке в Сочи — вместе с братом они сидели, и волонтеры их подобрали, неравнодушные люди, отнесли в приют. В приюте их осмотрели, сделали прививку, выложили в социальные сети фотографии, говорят: «Ребят, вот тут два парня ищут хозяев». И я увидел эту собаку и понял, что я... не просто хочу эту собаку — это моя собака! Это моя собака, я просто не могу этого объяснить... И вы помните, наверное, то время, когда без кью-ар кода невозможно было даже выйти из дома в магазин...

Прот. Павел:

− Меня оштрафовали — я как-то вышел, и пришел штраф... (смеется)

А.Митрофанова:

− Ого...

А. Ананьев:

− Нас не штрафовали, но мы помним, что невозможно было выйти из дома. И я написал этим прекрасным людям в Сочи, говорю: «Вы знаете, я очень хочу эту собаку — это моя собака! Но я ума не приложу, как ее забрать, потому что ничто туда не ездит, не летает»... На что они мне сказали: «Вы знаете, если вам действительно дорога эта собака, то мы просто купим ей билет на самолет (СОБАКЕ!) и в грузовом отсеке отправим ее в Шереметьево-Карго, и вы ее там встретите».

И я, не веря своему счастью, ночью, с женой, взяв какое-то одеяло, которое мы уже отписали будущей собаке, поехали в Шереметьево, проехали мимо пассажирского терминала, где был выключен свет, и был полный апокалипсис, доехали до Шереметьево-Карго, где стояли какие-то фуры... Было темно, тихо, и только вдалеке, в темноте слышали...

А.Митрофанова:

− Уа-уа-уа-уа-уа...

А. Ананьев:

− Отчаянный лай щенячий — и это был наш Добби, которому в феврале исполняется уже четыре года...

А.Митрофанова:

− Приблизительно в феврале — мы ж не знаем, когда он родился...

А. Ананьев:

− Мы не знаем, когда он родился, но мы, да, предполагаем, что в феврале он родился, исполняется четыре года... И это такая собака, про которую каждый первый обязательно останавливается на улице и спрашивает: «Господи! Что это за порода? Признайтесь мне, очень хочется узнать, что у вас за порода». А у этой собаки нет породы. У этой собаки просто душа размером с Останкинскую башню. Такие же уши, такой же хвост... Собака цвета вареной сгущенки и, в общем, такая же классная, когда ее обнимаешь. Вот, и это наш как бы верный спутник везде и всюду... И я поймал себя на том, что вот мы перед ужином встаем на молитву, да, с Алечкой — и собака, где бы она ни была, она приходит к нам и встает рядом...

А.Митрофанова:

− (смеется)

А. Ананьев:

− Вот она приходит и встает рядом. Она стоит так — все стоят, и она стоит вот так рядом... Постоит, постоит, а потом идет там за стол и в ноги так ложится и ждет, пока достанутся ей положенные шесть процентов с каждой тарелки, потому что это налог самозанятого. Вот, да — что-то среднее между всеми лучшими породами на свете...

А.Митрофанова:

− Как все то, о чем ты сейчас рассказал, сочетается с тем, что ты говорил выше?

А. Ананьев:

− Я говорил о том, что мне понятна логика тех, кто утверждает, что собака в доме православного христианина — это страшное зло. И очень часто наши подписчики, наши слушатели, наши зрители нам говорят: «Вот, да, хотели собаку, но батюшка не благословил»...

Прот. Павел:

− Ну вы знаете, какого-то запрета в канонах церковных о том, что мы не можем держать собаку у себя в доме. Хотя, конечно дом — это малая церковь. Но все-таки дом отличается от храма, и какие-то правила там существуют... Ясно, что мы не можем в храме ходить так, как мы ходим дома и вести себя... Ну не знаю, смотреть телевизор, еще что-то...

А. Ананьев:

− А может быть, должны?

Прот. Павел:

− Ну может быть... Теоретически, может быть, и должны... Но все-таки храм — это место, где совершается литургия, где хранятся Святые Дары... И какого-то запрета... Просто скажу, какие запреты существуют насчет собак и насчет храма. Насчет дома — вообще никаких запретов не существует. Сколько бы я ни искал каких-то там канонов, которые якобы запрещают держать собак именно дома, в любом доме: священника, в освященном доме, не освященном — нету! Просто их нету.

Насчет собак, насчет животных в храме сказано 88-ым правилом 6-го Вселенского Собора — что вообще никаких животных в храм заводить нельзя. То есть, никаких! Ни кошек, которых у нас за милую душу заводят, и они там мышей ловят... Но в принципе, оно и правильно — у нас действительно в России очень много мышей, они традиционно зимой прибегают, начинают там все грызть, в том числе просфоры, и даже по престолу бегают бессовестно...

А.Митрофанова:

− Ого...

Прот. Павел:

− И как говорится, кошка — это какая-то вынужденная, может, необходимость такая. Но остальных животных вообще, то есть, ни собак, никого, чистых, нечистых — вообще никаких животных нельзя заводить.

Существует, опять же, есть такое, так сказать, мнение, что, если собака забежала в храм — его надо переосвящать — тоже оно не подтверждено никаким каноном. Дело в том, что в большом требнике сказано, что храм надо переосвящать, если туда зашло животное и оно либо родило там, либо умерло — вот тогда мы освящаем, потому что все-таки действительно произошло такое событие...

Мы знаем, например, что в алтаре нельзя проливать кровь — ну какие-то существуют, ряд таких вот... Вот и все! И про собак там вообще ничего не сказано, ни в том, ни в другом правиле. И поэтому я считаю, что совершенно тут... Что не запрещено, то разрешено. И никаких там преданий не знаю, святоотеческих каких-то высказываний о том, что нельзя заводить... Нету!

Ну как... Я вам просто хочу сказать, что многие уважаемые и святые люди держали у себя собак. Ну, патриарх Тихон, и второй пример − только два я примера приведу — это святейший патриарх Кирилл. Святейший патриарх Кирилл в одном из интервью, когда был еще митрополитом Калининградским и Смоленским, говорил, что у него в Москве три собаки, а в Смоленске две... Ну не знаю... Наверное, мы все-таки не умнее патриарха...

А.Митрофанова:

− Откуда же тогда, отец Павел, берется эта история, что нельзя собак в доме православным людям держать? Вы знаете, как нам одна женщина написала такая расстроенная, говорит: «Вот дочка, она сейчас заболела, и ей так хочется собаку, и я бы с такой радостью ей собаку бы завела; а в храме говорят, через собаку бесы приходят в семью». Я говорю: «Мне кажется, что бесы через людей приходят, через нас самих, если мы их пустим, а не через собак»...

Прот. Павел:

− Вы знаете, Алла, мне кажется... Я не знаю, откуда оно взялось, я не занимался каким-то исследованием этих мифов околоцерковных. Но опять же, они не имеют никакой под собой почвы, потому что, ну... Любое, все, что ты говоришь — оно должно подтверждаться если не каноном, то хотя бы авторитетным каким-то изречением святых отцов. Опять же, если оно какое-то действительно серьезное мнение — должен быть consensus patrum, то есть, согласие отцов. То есть, не просто один какой-то человек и частное богословское мнение высказал, пусть даже он канонизирован церковью как святой, а именно двое или трое хотя бы.

И что я хочу сказать, откуда это взялось... Мне кажется, еще с Ветхого Завета. То есть, если мы откроем книгу Левит или Второзаконие, там как раз сказано о том, что, ну, собаки и определенные животные — они считались нечистыми. Опять же, это была некая такая испытательная мера, и в том числе гигиеническая мера — потому что ветхозаветный Израиль нужно было сохранить как от внешних вот этих языческих проявлений, от смешивания с языческим населением и культами его, так и сохранить его физическое здоровье.

Но что там сказано, опять же, в Левите — ничего о собаках там не сказано. Там сказано просто, что любое животное не употребляй в пищу, оно считается нечистым, если оно ходит на четырех лапах — то есть, не на копытах. Опять же, животное, у которого раздвоены копыта, но оно не жует жвачку, то есть, свинья — оно тоже считается нечистым. И израильтяне — они держали собак, потому что они были скотоводами, они вообще — люди, которые жили тем, что разводили... Авраам-праотец, да там, разводил овец... И без собаки — просто как без рук. В Библии неоднократно собака упоминается, но чаще всего там в каком-то негативном ключе — но это скорее, знаете...

А.Митрофанова:

− Ой, а в книге Товит?

Прот. Павел:

− А в книге Товит, например, наоборот — то есть, Товию, юношу этого, сопровождал Ангел, и сопровождала его собака...

А.Митрофанова:

− И собака...

Прот. Павел:

− В его путешествиях... Это было, видимо, нечто большее, чем просто какая-то овчарка, которая пасла овец — это был друг его какой-то. Собака — друг человека, да, и поэтому... «Эта странная фраза: собака − друг человека»...

А. Ананьев:

− Протоиерей Павел Гумеров, настоятель храма святых Петра и Февронии в Марьино, отвечает сегодня на вопросы семейного толку, а вопросы задает Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

− И Александр Ананьев...

А. Ананьев:

− Говорим сегодня о домашних животных. Да, я вот нашел эту прекрасную... ну одну из — потому что в книге Товита она там постоянно вспоминается, эта собака... «И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на Небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! — И отправились оба, и собака юноши с ними»...

Мне иногда кажется, что собака, вот которая живет рядом — она, конечно же, не человек. Но она — ангел... Может ли быть такое? Понимаете, у меня есть даже обоснование, собственно, почему у ребенка должна быть собака — такой ангел рядом с ним! Собака обладает теми... Ох, выгонят меня с Радио ВЕРА — и правильно сделают, страшные вещи говорю...

А.Митрофанова:

− (Смеется)

Прот. Павел:

− Да, после нашего эфира у вас там в комментариях... «хейтеры» разгуляются...

А. Ананьев:

− Может быть... Но я очень много общаюсь со своей собакой, и меня поражает и многому учит ее способность придерживаться основных заповедей — в отличие от меня. Она осуждает? Она не может осуждать. Она не умеет осуждать. Она помнит зло? Она не способна помнить зло! Я ей когти подстригаю — она терпеть не может, когда я ей когти подстригаю, ужас как, просто терпеть не может... Если бы я так терпеть не мог вот, что мне когти подстригают, а мне бы подстригали, я бы потом ненавидел этого человека...

Прот. Павел:

− Да, запомнили бы...

А. Ананьев:

− Сразу же, вот я заканчиваю — и все, и счастье... И нос оближет, и: «Пойдем скорее! У нас игрушки, у нас там куча дел»... Вообще зла не помнит!

А.Митрофанова:

− А любит как!

А. Ананьев:

− Верна так, как никто... Понимаете, то есть, по всем пунктам, вот куда ни возьми, она — гораздо больший... страшные слова говорю...

А.Митрофанова:

− Гораздо сердечнее, да, сердечнее...

А. Ананьев:

− Сердечнее и чище, чем я — вот правда! И два человека учат меня быть лучше — это жена и собака...

А.Митрофанова:

− (смеется)

А. Ананьев:

− Может ли собака считаться ангелом?

Прот. Павел:

− Ну, Вы знаете, Александр, мне кажется, тут все-таки мера во всем нужна. То есть, собака — она не является... У нее действительно нет страстей, нет грехов. Потому что грех — это некое осознанное действие, которое ты совершаешь, прекрасно понимая и давая себе отчет (ну чаще всего, в большинстве случаев), именно что ты делаешь. Что такое хорошо и что такое плохо, все мы прекрасно знаем. Собака этого не знает...

А. Ананьев:

− У нее страсть к сосискам...

Прот. Павел:

− Ну начнем с того, что все-таки животное любое, особенно дикое — оно не будет совершать зло ради зла. Если оно только не повредилось психически — то есть, бывает, страдает бешенством или еще какими-то там болезнями, начинает нападать на людей, или может сожрать свое потомство...

Как правило, в нормальных условиях собака... То есть, не собака, а волк, какой-нибудь там тигр — он не выйдет, так сказать, из леса и не начнет нападать на людей, или бессмысленно резать коров. Все это он делает, защищаясь — «А», и «Б» − это для того, чтобы добыть корм для себя и для кого-то еще.

С домашними животными сложнее, потому что люди очень многое им передали своих качеств, в том числе не самых хороших. Потому что собака — вообще удивительное такое существо, которое создано в сотворчестве Бога и человека. Потому что самая распространенная теория — что это все-таки не потомки волков, а это все-таки дикая собака, которую тысячи лет назад одомашнили. Это одно из первых животных, которое одомашнили — то есть, не корова там, не коза, а именно собака.

И за это время было создано огромное количество пород (об этом мы позже поговорим), которые... Ну нету такого животного на земле, да, на планете нашей, которое бы имело столько профессий и так вообще служило. Почему говорят, что она друг человека — потому что это действительно животное, которое служит человеку, готово за него жизнь отдать, и спасти его, и лечить, и вести, и не знаю там, что угодно делать...

А.Митрофанова:

− Это правда, собаки-поводыри...

Прот. Павел:

− Но вернемся к тому, что вообще можно ли к ним относиться как к людям —нет, конечно. То есть, собака — по моему глубокому мнению, она имеет душу; но душа эта не сотворена по образу и подобию Божьему. Собака лишена свободы. Тем более, что она домашнее животное — какая там свобода! То есть, она, собственно говоря...

Она на нас смотрит, как мы должны смотреть на Бога! Вообще вот, по-хорошему, мы должны так к Богу относиться, как собаки, как хорошая, воспитанная собака относится к нам. То есть, видеть в Нем действительно Высшее Существо, Которое решит все проблемы, Которому нужно служить, Которому нужно верить — потому что Он плохого ничего не сделает, на Которого нельзя обижаться — потому что Он все равно сделает хорошо, даже если тебе кажется, что делает не очень хорошо.

И все-таки собака, понимаете, она большую часть... Чем она живет? У нее есть, конечно, ум. Она запоминает там, умные собаки — у них до 250 слов словарный запас. Ну имеется в виду, понятно, не словесный какой-то — это не попугай... Она может их расшифровывать и там приносить что-то, откликаться, выполнять команду. То есть, 250 слов — это нормально, это 3-4 летний ребенок...

То есть, скорее это просто некое такое существо, которое действительно послано, создано Богом для служения человеку, но которое, конечно, не обладает какими-то человеческими свойствами — принимать какие-то решения действительно серьезные, мыслить, выбирать между добром и злом как-то осознанно... Ну понимаете, у нас же как бы свобода, у нас борьба все время, да. Куда вообще — «уклонись от зла или сотвори благо», да там; а у них такого выбора как бы нету.

Ну поэтому вот, опять же — эта незлопамятность собак. Даже если хозяин бьет собаку и плохо к ней относится, недостойно совершенно...

А.Митрофанова:

− Это ужасно...

Прот. Павел:

− Она будет все равно любить. Я не слышал — ну может быть, были такие случаи, и я уверен, что были, всякое правило имеет исключение — что животное озлоблялось как-то на человека... Но как правило, нет — она очень хорошо все это забывает, быстро...

И я думаю, что конечно, тут нужна мера какая-то. Потому что иначе у нас будет перегиб и мы будем больше собак любить, чем людей. Их любить тебе же легче, понимаете? Ты домой приходишь — она тебе радуется как-то... Как помните, в одном известном мультфильме классическом, что там вообще, ты ей свистнул — она прибежала, так сказать, ты ее не кормишь — она все равно радуется, ну просто там с ними... Их любить гораздо легче.

А человек — он может прийти и вовсе не радоваться тебе. Или там ты приходишь, да, а там — жена или муж, который вовсе не радуется твоему приходу и начинает тебя грузить с порога какими-то упреками, вопросами и так далее. Собака не будет этим заниматься — она сначала тебя оближет с ног до головы всего вообще, станцует вокруг тебя там в щенячьем восторге... Поэтому, конечно, заманчиво их сделать, так сказать, такими нашими друзьями и абсолютно как бы членами семьи. Но я считаю, что все-таки это не так...

А. Ананьев:

− А сможете в двух словах объяснить непутевому мне, чем душа собаки отличается от моей души?

Прот. Павел:

− Ну сказано в Библии, что человек при творении... Господь при творении человека вдунул в него дыхание жизни! То есть, дыхание жизни — это образ и подобие Божие. Частичка, вот эта искра Божественного, есть в каждом человеке. И про животных остальных ничего не сказано.

Но мое глубокое мнение, что животное имеет душу. Могу это доказать. Во-первых, об этом писал, например, Феофан Затворник — о том, что они, так сказать, обладают бессмертной душой, что она не прекращается с биологической остановкой сердца, когда мы теряем вот этого близкого нашего друга какого-то мохнатого, и нам ужасно горько, тяжело — это понятно... Это одна из причин, почему я не хотел собаку заводить, она сама как-то нашлась — потому что их век очень короток. Даже кошки — они живут дольше собак, даже лошади те же самые...

А. Ананьев:

− Я вот морских свинок никому не советую заводить, они реально живут два года...

Прот. Павел:

− Да! Крысы, морские свинки — они там два года и... К тому же, смотреть на страдания животного беззащитного, ты в ответе за которого... Так вот, о чем мы там говорили-то?

А. Ананьев:

− Чем моя душа отличается от души собаки...

Прот. Павел:

− А, чем душа отличается... Так вот, смотрите, дело в том, что в бессмертии души не сомневались многие святые отцы. Лука Войно-Ясенецкий в знаменитом трактате «Дух, душа и тело» говорит о том, что животное наделено душой, которая тоже бессмертна. И мы знаем, что в Раю будут животные. Будут животные, потому что в книге пророка Исаии, например, сказано, что лев «возляжет с ягненком». Многие святые, которые были восхищены в Рай — они в нынешнем Раю даже видели вот этих животных. Спрашивается, откуда они там взялись? Ведь Господь не сотворил же их там, не поселил? То есть, ясно, что это души животных, которые просто-напросто туда перешли, как и собака, например там...

И после Страшного Суда, мы знаем, что душа, то есть тело человеческое будет восстановлено из праха земного, земля преобразится. Но не будет Господь творить нечто новое — потому что Он уже почил в седьмой день; Он шесть дней творил, и шесть дней как раз вот, так сказать, закончил сотворением человека. И там, в Раю, будут как раз души животных, которые здесь были на земле. То есть, Господь не будет творить чего-то принципиально нового. Земли на всех хватит. У нас, посмотрите, сколько народу в Японии живет, сколько в России, да — какие просторы у нас...

А. Ананьев:

− Слушайте, невероятно интересно, отец Павел... У нас с Аллой Сергеевной тоже есть гипотеза, мы поделимся ею вот буквально через короткую паузу — у нас полезная информация на Радио ВЕРА, не переключайтесь.

А. Ананьев:

— Кошки, собаки и их люди... С вами сегодня Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— Александр Ананьев...

А. Ананьев:

— И «Семейный час» посвящен домашним животным. Мы говорим сегодня с настоятелем храма святых Петра и Февронии в Марьино протоиереем Павлом Гумеровым. Отец Павел, добрый вечер еще раз...

Прот. Павел:

— Здравствуйте...

А. Ананьев:

— А у нас есть версия с Аллой... Смотрите, как происходит взаимообмен душевным теплом с собакой? Вообще что такое домашнее животное? Ты вкладываешь в нее свою душу! Вот Господь в тебя вдохнул эту жизнь, Божью искру — и ты в какой-то момент принимаешь решение поделиться частичкой этой своей души с вот этим рыжим цвета вареной сгущенки чудом, и ты начинаешь отдавать ему свою душу...

Это не значит, что собака подобна человеку. Это значит, что тот бесценный дар, который дал тебе Господь, ты по капельке вкладываешь вот в это создание, а оно тебе отвечает взаимностью. Некоторые даже находят, что мы с собакой становимся очень похожими — спустя какое-то время совместной жизни. Мы там сфотографируемся вместе — и все говорят: ой, одно лицо, просто одно лицо! Хотя там рядом, конечно, не стояло. Но вот да — взгляд похож, привычки похожи, так оно и есть. Может быть, действительно...

Почему говорят, да... Вот есть собаки, в которых вот эту душу человек не вкладывал — соответственно, они там... У них будет какая-то иная судьба. Но вот эта конкретная собака — с частичкой моей души, с частичкой там Алиной души, мои родители очень любят эту собаку и тоже в нее постоянно вкладывают вот эту свою душу — она же никуда не пропадет, вот эта душа... И там, по ту сторону, у этой собаки будет несколько иная участь, чем участь бобра из нашего леса, в которого никто душу не вкладывал — в него вкладывали только березы...

Прот. Павел:

— Ну я думаю, что ничто в мире не случайно, и не случайно человек одомашнил именно этих животных, приручил. Он же не приручил там тигра, например, или бобра, чтобы он помогал ему строить дома...

А. Ананьев:

— Слушайте, у нас знакомый священник приручил енота, и он абсолютно счастлив — енот пьет из кулера, тихонько ругается и стирает носки, нормально все...

Прот. Павел:

— Ну может быть. Но сколько волка не корми — все равно в лес смотрит. И вы знаете, что даже выведение вот этих вот, например, волкособов — ну то есть, это помесь волка и собаки...

А. Ананьев:

— Да, есть такие...

Прот. Павел:

— Она мощнее, конечно, она дольше живет, она выносливая, пуленепробиваемая, она не болеет... Но это опасное очень дело, потому что на это уходят столетия, понимаете, там десятки лет, чтобы это животное перестало быть диким, и вообще в любой момент ее что-то не переклинило — и она вообще не убежала в лес или на тебя не набросилась. Хотя были случаи там — Белый Клык всем известный, метис как раз волка и собаки...

Так вот, все-таки эти животные — это продукт, как я уже сказал, сотворчества Бога и человека. То есть, Господь их создал некогда дикими; человек почему-то (опять же, не без воли Божией) их одомашнил и вложил в них самые вот важные какие-то качества — и конечно, он является в этом плане таким сотворцом.

Собака — это особенное... Он вкладывает в нее определенные совершенно качества, да. Одно — это оружие. Какая-нибудь восточноевропейская овчарка, немец, ротвейлер — то есть, это собака, которая по приказу хозяина может там загрызть кого-нибудь легко, преступника какого-нибудь поймать, или по следу идти сутками, или еще что-то делать. Другая спасает, другая еще что-то... И собаки — нету, мне кажется, животного... Я, конечно, не зоолог никакой, и вообще собаковод я только начинающий; но я долго над этим думал. Они очень склонны к эмпатии. То есть, у них вот это сопереживание, сострадание...

А.Митрофанова:

— О да...

Прот. Павел:

— Так сказать, восприятие каких-то качеств и черт хозяина — оно, я думаю, выше, чем у любого другого животного, на порядок. Просто я вам расскажу один пример из жизни такой... Когда у меня собака была такая еще глупая и маленькая, она... Ну она и сейчас не сильно такая, так сказать, добродушная. Потому что это метис овчарки восточноевропейской, в принципе, у нее даже качество породы — агрессивность такая умеренная.

Но тогда вот, честно говоря, я очень расстроился — она меня очень больно за палец цапнула. Дело в том, что она очень не любит, когда... У нее есть один пунктик — она может что угодно с собой позволять делать, хоть там за ноги ее подвешивай, или рот ей открывать и зубы смотреть; но если она с какой-то костью залезла куда-нибудь там под стул, и ты попытался ее у нее взять — это и сейчас ей очень не нравится. Ну это особенность таких служебных собак...

И я что-то там по глупости у нее вырвал, и получил, так сказать, по полной за это... И я очень ее люблю, я ее сам нашел вообще...

А.Митрофанова:

— А как она у Вас появилась-то, расскажите, сама пришла?

Прот. Павел:

— Ну давайте сейчас закончу, чтобы не сбиться — обязательно расскажу... И я решил ее не бить, не наказывать как-то. Мне потом рассказали, что надо ее изолировать, день не кормить, чтобы она поняла, что нельзя так делать — вообще-то это хозяин, царь и бог для тебя. Конечно, понятно, другой совершенно бог, но — нельзя так делать...

И вы знаете, я рядом с ней сел, и мне что-то так грустно и обидно стало, и я стал так вот нарочито плакать, чтобы ее как-то... И вы не поверите, я никогда вообще не видел — год она у меня уже, больше жила — у нее глаза так просто стали на мокром месте, как вот, знаете, две рюмки с налитой жидкостью, потом из них потекли слезы... Сначала я подумал, что мне показалось. Я почитал в интернете, прогуглил это дело — и там есть просто видео, когда действительно хозяин вот так стыдит собаку или плачет, и она начинает тоже плакать.

Опять же, не думаю, что там какое-то раскаяние ее одолело, она там, бедная, осознала... Но когда ей стыдно становится, она что-то нашкодит — тоже прячется. «Адам, где ты?» — опять же, есть аналогия, Бог и человек... Ей стыдно становится, она там не выходит откуда-то...

Но здесь я просто был потрясен. То есть, она не только радуется, не только прыгает, когда там ты приходишь, и что-то тебе пытается помочь; а она плачет с тобой! То есть, она радуется с радующимся и плачет с плачущим!

Опять же, не думаю, что... Просто в нее это заложено. Человеком и Богом. Богом, конечно, в первую очередь. А человеком — многие-многие века потому что... Ну она должна спасать — мы знаем, сколько собак-спасателей, начиная от сенбернаров, которые из-под завалов спасали...

А теперь история вот, Алла, насчет моей собаки, если вкратце... Я как-то приехал — такой морозный был март, страстная седмица, вечер, поздно, холодно... Вышел из машины — под соседней машиной (микроавтобус белый) услышал такой детский плач — просто даже вот не кошка мяукает, не собака скулит, а ребенок плачет! Я туда заглянул и увидел такой маленький черный комочек...

Еще тогда непонятно было совершенно, что из нее вырастет. Я сначала, когда она начала по килограмму в месяц прибавлять, думаю — все, приехали... Вначале я — совершенно не в похвальбу себе, что я такой замечательный, животных спасаю, и вообще там какой-то Доктор Айболит, Мазай-дед и зайцы — нет, честно говоря, я не очень хотел собаку заводить. Они и живут мало, и с ними — мы очень любим путешествовать с женой — куда ее оставлять, пристраивать? Опять же, как дети отреагируют... Они уже достаточно взрослые были. Вначале они, естественно, все просили эту собаку, но когда дело дошло до реальной собаки, не очень были довольны.

Так вот я просто не смог ее отдать — я хотел отдать ее в приют или пристроить куда-то, или там в храме у себя оставить, построить ей будку, чтобы она охраняла — у нас как раз там стройка шла. Потому что она вполне такая способная охранять, всеми качествами для этого обладает...

Но я не смог ее отдать — просто не повернулась у меня рука и сердце. Ну вот так, вот такая короткая...

А.Митрофанова:

— И сколько лет назад это было?

Прот. Павел:

— Ну три, четыре почти года назад...

А.Митрофанова:

— А, то есть, они у нас ровесники примерно...

Прот. Павел:

— Ну да, три с половиной...

А. Ананьев:

— Что происходит — с детьми в первую очередь — когда дома появляется собака? На пользу это детям или нет? Я понимаю, что правильный ответ — да, на пользу. Но вот Вы говорили сами, что дети просили-просили собаку; когда дело дошло до собаки — оказались не очень довольны...

Я помню, как я, еще будучи школьником... Там родители по моей просьбе завели мне собаку — это был такой французский бульдог. Я не могу сказать, что я был каким-то суперответственным хозяином, отнюдь. И сказать, что собака привила мне важные качества, как ответственность — неа, не привила. Я как был разгильдяем, так и оставался. Только когда тебе уже за сорок — вот тогда ты можешь как бы нести ответственность за женщину и за собаку. Когда ты школьник — нет. Ты можешь с ней поиграть, пока она щенок, а потом она будет тебе в тягость.

И вот вопрос: заводить ли собаку с тем замахом, чтобы вот воспитать в детях важные качества? Или собаки для другого нужны?

Прот. Павел:

— Ну начнем с того, что 99% детей в определенном возрасте начинают просить собаку...

А. Ананьев:

— Да...

Прот. Павел:

— Ну или кого-то еще. Но собака — самый популярный объект для разводки родителей...

А. Ананьев:

— «Малыш, ну я же лучше собаки»... Если не повезло с Карлсоном, то хотя бы собаку...

Прот. Павел:

— Я, естественно, просил, и мои дети — ну по крайней мере младший просил эту собаку. Потом обезьянку почему-то стал просить, но вначале собаку. Но обычно это происходит где-то не в подростковом возрасте — когда уже появляются все-таки... Когда люди начинают общаться вне дома большей частью там, и собака — они понимают как-то... Ну и немножко все-таки взрослеют, и они понимают, что достаточно много всяких обязанностей придется выполнять, с ней связанных. И что делать, если ребенок просит собаку, и вообще как проверить, действительно — будет он проявлять ответственность или не будет проявлять ответственность?

Ну с этой проблемой, я думаю, каждый родитель сталкивался. Кому-то удавалось детей как-то заболтать, что-то им другое вместо собаки купить... Я думаю, что... Я просто такую историю, опять же, не придуманную, расскажу. Как одна женщина, естественно, уже атакуемая своей 10-летней дочерью, все-таки решила купить собаку...

Но перед этим она решила проверить эту девочку, и сказала: «Вот я тебе купила большую плюшевую собаку — давай проверим. Ты месяц встаешь перед школой, да — до этого ты вставала в семь тридцать, а будешь вставать в семь. Полчаса с ней будешь или 15 минут гулять, потом будешь днем с ней гулять, потом будешь вечером с ней гулять 15 минут — ну хотя бы так. Потом ты будешь воспитывать ее. Как? Учить буквам — то есть вот, сажать эту собаку, взял букварь и...»

Потому что буквам, понятно, собак не учат; но естественно, надо какую-то школу дрессировки проходить с ними... «Потом ты, ну, другие какие-то... Собака будет писать — первые полгода жизни она активно все метит, пачкает. Ты будешь каждые два дня хотя бы мыть пол на кухне...». И эта девочка, как ни странно, она достаточно долго держалась...

Но на чем эта мама ее поймала — эта девочка отличалась такой брезгливостью. И однажды папа шел с тарелкой супа какого-то такого густого, рассольника или еще чего-то, и пол-тарелки этой пролил на ковер. И говорит девочке этой: «Слушай, доча, ну вот убирай теперь». Она говорит: «Почему я должна убирать?». Он говорит: «А вот эта твоя собачка, которую ты хочешь — она срыгнула». И эта девочка отказалась это делать из-за своей брезгливости. Она сама поняла, что она... То есть, она не смогла вот это испытание пройти...

Я считаю, что если человек прошел это испытание — не знаю, сколько определить, месяц там и прочее — я считаю, что можно покупать собаку. Потому что дети, в принципе, если они способны к таким вот долгим, долговременным, долгоиграющим занятиям... Они вряд ли месяц продержаться способны. И если они месяц продержались — скорее всего, она будет с этой собакой гулять.

Но опять же, если ты сам не любишь собак, и вообще к ним совершенно равнодушен — просто потому, что это ребенок, которого ты любишь, и он там, например, единственный, или у него какие-то особенности, и мне его страшно жалко, и я хочу ему вообще... Ну какие-нибудь особенности, инвалидность какая-то — и вот я хочу ему купить собаку... Или у него нету друзей, у него какая-то некоммуникабельность — и хочу ему друга купить...

Будьте готовы, друзья мои, к тому, что ВЫ через какое-то время станете хозяином этой собаки. Что ребенок через какое-то время забудет... Ну опять же, ребенок в институт поступит, еще что-нибудь — вы будете с ним гулять! То есть, универсальный совет, когда любую собаку заводишь — просто взять листок бумаги и написать, что... «Теперь я не смогу поехать в отпуск, пока я не найду какую-то там передержку... Я должен буду каждое утро перед работой в 7 утра или там 7.30, или еще раньше вставать с этой собакой гулять, и прочее и прочее, водить к ветеринару, делать прививки...

Если она, например, будет грызть... Она может грызть мебель, может выть — может, мне придется с соседями всеми поссориться...

Потому что у нас вот, например, собака все время лаяла первый год (если интересно, расскажу, как мы это вылечили). Но она просто доставала соседей! Она высовывалась в окно, особенно если летом окно было открыто, начинала лаять на всех собак... Ну она сторожевая, она по пять месяцев живет на цепи там такой, бегает на тросе — и прекрасно себя чувствует, и ей нравится... Но соседям это совершенно не нравилось.

И ты должен быть к этому готов. Что каждая собака имеет... Почему, знаете, все приюты, в каждом приюте почти есть собаки хаски, да — такая дорогая красивая собака с голубыми глазами... Почему? Потому что это очень сложная собака...

А.Митрофанова:

— А как они разговаривают, хаски!

Прот. Павел:

— Они прекрасные собаки, но у них есть ряд особенностей, при которых их не стоит вообще держать дома. Нужно с ними очень много гулять; они могут начать от тоски — они очень привязаны к хозяину — грызть мебель, двери, выть (они, как правило, не лают, они воют). Представьте, что будет дальше! Так что вот два таких момента — экзамен для ребенка и готовность всей семье потом с этой собакой возиться.

Потому что, опять же, маленький пример — в своем парке я встретил пигля, собачку, который был привязан за какой-то очень обветшалый поводок к скамейке. Я спрашиваю — подошел хозяин и его дочка — я говорю: «А чего вы так привязали — она же это легко перегрызет и убежит»... Знаете, что он мне сказал? «Да и пусть убежит»... То есть, видно, что ситуация понятная: дочка очень долго его просила, потом перестала за ним ухаживать, а папе эта собака не нужна. А собака страдает... Мы в ответе вообще-то за тех, кого приручили...

А. Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Алла Митрофанова, Александр Ананьев... Зачем Вы, отец Павел, настроение прямо... Расстроили нас... Которым собаки не нужны — есть такие, это очень печально. Алла Митрофанова таких не прощает — она в них кидается тяжелыми вещами...

А.Митрофанова:

— Какими?

Прот. Павел:

— Сейчас все-таки, слава Богу, есть, действительно, другие люди, которые их пристраивают в хорошие руки — в ваши, например...

А.Митрофанова:

— Слушайте, мы немножечко общаемся, да, с волонтерами. Вот собственно, замечательная Виктория, через которую у нас появился наш Добби... Мы знаем, как это трудно — каждой собаке хоть чуть-чуть внимание уделить. Их же правда в приюте может быть десятки. И помимо того, что их важно прокормить — а это же все люди делают на свои деньги, или как-то собирают, потому что кто-то тоже помогает из неравнодушных, откликаются... Они же должны быть все еще привиты, они должны быть все...

Прот. Павел:

— Стерилизованы...

А.Митрофанова:

— Да, будки должны быть теплые, потому что вот... И все равно, понимаете, собака — настолько человекоцентричное существо, что вот эта жизнь в приюте — они все так хотели бы, чтобы их собак разобрали в семьи, чтобы у каждой собаки был человек. Собаке нужен человек, как человеку нужен Бог — это правда! Это правда...

И я когда смотрю на них, и на бездомных собак, я думаю: как же вот, есть такая настолько в этом поломка и неправильность! Ну у нас вообще мир поломан, да, первородный грех — он настолько весь этот Божий замысел изменил, что мы живем в поломанном мире. И эта поломка — результат наших рук и нашего выбора. А страдают вот эти животные! И мне каждый раз так больно от этого...

Ну вот по поводу приютов — да, это прекрасно, что у нас есть такие волонтеры. И это, при этом — очень сложное такое занятие. А люди, которые этим занимаются — они просто очень любят животных и очень хотят, чтобы животным было чуть-чуть получше. Ну вот насколько могут, настолько меняют эту картину поломанную...

Прот. Павел:

— Нет, ну очень много собак же пристраивают. Мы регулярно гуляем по лесу — у нас там Измайловский лес прекрасный, огромный, и там большая часть собак, мне кажется — они вот такие беспородные...

А.Митрофанова:

— Из приютов...

Прот. Павел:

— Да, и не одна даже там, как правило — то есть, берут люди. Сейчас вообще такая тенденция хорошая, мне кажется, благая — брать не какую-то там породистую собаку за несколько десятков тысяч, а какую-то такую вот, которая тебе именно по душе...

А. Ананьев:

— Я все-таки склонен думать, что не человек выбирает собаку, а собака человека — потому что человек, по-моему, там вообще ничего не решает. Просто однажды он встречает эту собаку и понимает, что все — он завоеван полностью и навсегда. И его жизнь теперь изменилась... Почему-то как с женщиной, вот вы понимаете... Вы встречаете женщину на своем пути — и все, и теперь вы будете до конца жизни вместе. Так и с собакой...

А.Митрофанова:

— Очень часто Саше пишут всякие комментарии: как Вы смеете женщину сравнивать, ах, ах — в общем...

А. Ананьев:

— Между прочим, сравнение с собакой — это наивысшая форма комплимента. Потому что, во-первых, это красиво, во-вторых, это надежно, верно... И вообще, это тренажер любви такой своеобразный...

А.Митрофанова:

— Как-то мы про собак сегодня в основном говорим, а ведь есть еще коты, например... Ну вот у кота, кстати, мир котоцентричен. У собаки он антропоцентричен, человекоцентричен; а у кота он котоцентричен. Хотя есть...

А. Ананьев:

— Я абсолютно не кошатник, мне кажется, что завести кошку — это все равно, что завести фикус. Ну то есть, вот он у тебя есть, и ты им любуешься. А какого-то общения там не происходит вообще...

А.Митрофанова:

— Происходит...

Прот. Павел:

— Ну вы знаете, у меня опыта такого нет, у меня никогда кошки не было. И я ничего не хочу сказать плохого про людей, которые любят кошек — замечательно. Но объективно говоря, вот если взять вообще даже то, что мы сегодня сказали, в этот вечер — все-таки мы увидим, что кошка не обладает теми качествами... Конечно, это тоже очень нужное существо, она любит хозяина, к нему привязана. Скорее она к дому привязана все-таки...

Но если представить, что у собаки только 20 с лишним профессий... И например, только военных специализаций — их больше 11! По-моему, 11 специализаций только военных — всякие саперы, которые садятся там около мины, и даже пластиковую мину находят, которую даже металлоискатели не определяют, там спасатели, санитары, диверсанты, разведчики... Там просто если это все посмотреть... Ну и сколько профессий у кошки, и вообще как она служит человеку...

А. Ананьев:

— А я наблюдал...

Прот. Павел:

— Опять же, очень важный момент — вы наверняка замечали, гуляя с собакой, как собаки между собой дружат. То есть, если у вас какие-то есть друзья, какие-то знакомые с собаками...

А. Ананьев:

— О да...

Прот. Павел:

— Чаще всего собаки тоже начинают между собой дружить. Кошки — ну я не видел такого. Ну говорят, что зоологи вообще сомневаются в том, что существует кошачья дружба. Но собачья дружба — это известный факт. Они действительно дружат...

А. Ананьев:

— Это правда, и их дружба может продолжаться годами...

Прот. Павел:

— Чаще всего это разнополые собаки, потому что девочки с девочками — они такие конкуренты, так сказать, они не очень... Хотя по-разному...

А. Ананьев:

— У нас есть среди мальчишек прекрасные друзья...

Прот. Павел:

— По-разному... И действительно, у них реальная дружба такая, они прям вот общаются. Притом мы знаем прекрасно, что если кто-то считает, что это половое влечение — это неправда. То есть, половое влечение у собак бывает два раза в год (в отличие от людей, да) — когда у собаки течка, простите за натурализм. А остальное время она в принципе достаточно спокойна. То есть, это все на таком уровне филио, так сказать, по-гречески — а не какого-то там эроса...

А. Ананьев:

— А как еще там, по-моему, на «а» слово есть в греческом, которое любовь-дружба...

Прот. Павел:

— Нет, филио — это как раз дружба...

А. Ананьев:

— Агапэ, агапэ...

Прот. Павел:

— Да, агапэ... Агапэ — это как раз высшая форма любви...

А. Ананьев:

— Вот-вот — это про собаку! Это про собаку...

Прот. Павел:

— Ну может быть, да...

А.Митрофанова:

— Ну все-таки...

Прот. Павел:

— Опять же, кошки... Ну вы видели кошек, которые так вообще прям встречают хозяина?

А.Митрофанова:

— А Вы знаете, бывают, бывают кошки... Тоже бывает по-всякому, по-разному. Ну мне кажется, здесь принципиально важный момент... Ведь когда Господь творит мир, человека Он творит последним. А животные, птицы, которые уже сотворены — они Богом человеку отданы в, как это сказать... Человек становится их хозяином. Хозяином! И человек несет ответственность за вот этих животных. Опять же, к вопросу о том, будут они в раю, не будут они в раю — они же там были!

Прот. Павел:

— Конечно...

А.Митрофанова:

— Вот пожалуйста, да — они там были... А человек дает им имена — то есть, прозревает их сущность и становится таким их господином, этих животных. Но это не значит, что они ходят по струночке и ему все подчиняются... А вот понимаете, из-за человека поломка в мире происходит — и вот эта гармония нарушается, и страдают они из-за нас...

Прот. Павел:

— Ну конечно, предназначение человека было как раз — заботиться об этих животных, возделывай рай...

А.Митрофанова:

— Конечно...

Прот. Павел:

— Да, какая была первая работа дана Адаму — возделывай рай, давай имена животным...

А.Митрофанова:

— Так вот мне кажется, что сегодня, когда люди действительно начинают о животных заботиться...

Прот. Павел:

— Ну домашние животные — они вообще без человека не выживут. То есть, мы знаем, что есть... Опять же, всегда восхваляют человека — сотворец там Богу... Но мы знаем, что человек как раз очень сильно нагадил собаке — тем, что создал ряд пород, которые просто-напросто страдают всякими болезнями...

А. Ананьев:

— Не жизнеспособны...

Прот. Павел:

— Без человека вообще просто не могут! Просто если их бросишь... Ну тот же мопс, пекинес, бульдог — он не выживет в дикой природе! Не говоря уже о куче всяких наследственных болезней из-за вот этих близких скрещиваний. То есть, человек делает, конечно, не очень хорошую работу в чем-то. Но ряд каких-то моментов, конечно... Собственно, современную собаку создал не только Господь, но создал и человек. Потому что он вложил вот эти всякие — и верность, и прочее, которые изначально... Развил — не вложил, конечно, вложить только Бог может. А он развил это все, вообще как-то удивительные разновидности создал пород, непохожих друг на друга...

А. Ананьев:

— В завершение нашего разговора хочу напомнить вам, друзья: если вам тоже как-то греет душу вот эта история с собаками... Мне вспомнился фильм «Где ты, Адам?», который не так давно появился...

Прот. Павел:

— Замечательный фильм...

А. Ананьев:

— Там как раз жизнь этого древнего монастыря Дохиар и старца Григория, которого постоянно окружали кошки и собаки. У него причем в монастыре был человек, который исключительно отвечал за уход за кошками, которых там было много в округе; а самого старца окружали всегда собаки. И среди них, по-моему, была одна трехногая собака такая, которую он особенно любил, которая все время рядом с ним была. Это было ужасно трогательно, я прямо этот фильм смотрел с огромным удовольствием...

А.Митрофанова:

— Вот это как раз и есть то возвращение! Потому что животные... Понятно, есть множество разных способов у человека стяжать... или хотя бы встать на путь возвращения вот к этой Божественной природе, из образа стать подобием. Но животные — они тоже нам в этом помогают. Потому что когда мы начинаем с ними отношения такие, какие они задуманы были вот Господом Богом в Эдемском саду, то это тоже — один из путей, мне кажется...

Прот. Павел:

— Ну да...

А.Митрофанова:

— Не единственный, естественно, далеко нет. И может быть, не всем подходит...

Прот. Павел:

— Нет, собака — она способна в человеке вызвать очень серьезные человеческие качества. Вот я сказал, что дети мои как-то не очень ее приняли и прочее — у них уже как-то своя жизнь там... Но дело в том, что когда она появилась в семье, жизнь семьи — поскольку у нас «семейный» все-таки час, а мы все про каких-то собак...

А.Митрофанова:

— Ну мы про них как про членов семьи...

Прот. Павел:

— А на самом деле мы должны это связывать с семьей. И вот что я хочу сказать — что их жизнь тоже изменилась. То есть, они очень полюбили это существо, они стали с ним гулять, заботиться о нем, кормить... И мне кажется, что они стали добрее от этого как-то, и тоже многие свои человеческие качества как-то развили...

А. Ананьев:

— Да, открыто говоря, еще непонятно, кто о ком заботится в этой жизни. Если бы не собака — а я работаю с 10 утра до 5 утра, сидя на одном месте просто перед компьютером, в той или иной ситуации — так вот если бы не собака, я бы вообще не выходил на улицу. А тут хотя бы три раза в день, ну или два — учитывая, что утром Алечка все-таки больше гуляет с собакой... ОНА тебя выводит!

Прот. Павел:

— Ну конечно... Там такие страсти, как лень, например...

А. Ананьев:

— Да-да-да...

А.Митрофанова:

— В любую погоду, да, хочешь, не хочешь...

Прот. Павел:

— Уныние — собака очень в унынии помогает...

А. Ананьев:

— Ну и, наконец, вот отец Павел говорил там, что тяжело рано вставать или еще что-то... Друзья, если вы планируете завести собаку, но отец Павел вас напугал — не бойтесь. Собака все равно будет таким же существом, как и вы. Мы вот с собакой встаем в пол-одиннадцатого...

А.Митрофанова:

— (смеется)

А. Ананьев:

— Не спеша пьем кофе, читаем новости, потом идем гулять в свое удовольствие... А потом возвращаемся и начинаем работать... Ну в общем, точно такая же, как и я! И об этом можно говорить долго — но к сожалению, наш «Семейный час» подошел к концу...

И мы благодарим за очень теплый разговор настоятеля храма святых Петра и Февронии в Марьино протоиерея Павла Гумерова — отец Павел, спасибо! А как зовут Вашу собаку?

Прот. Павел:

— Тюпа... Вы знаете, это по ошибке была названа... Может быть, вы читали книгу Чарушина «Тюпа, Томка и сорока» — такая детская книга, я детям читал. Я почему-то подумал, что это собака, так как я читал ее в каком-то раннем детстве детям. А оказалось, это кошка! И назвал ее Тюпой... А назвал — уже не переименовывать же...

А.Митрофанова:

— Так прекрасно...

А. Ананьев:

— Да... Спасибо Вам большое! С вами была Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— Александр Ананьев...

А. Ананьев:

— Всего доброго!

А.Митрофанова:

— До свидания!

Прот. Павел:

— Спаси Господи!


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем