Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита, привет! Прости, пожалуйста, за опоздание. Не представляешь, в какой пробке пришлось отстоять! И откуда столько машин в центре? Выходной ведь. Я в праведном гневе!
— Оля, не переживай! Всё хорошо. Я ведь не на улице тебя ждала, а в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Не скучала — прошлась немного по залам. А вот насчёт праведного гнева мы с тобой, пожалуй, как раз сейчас и поговорим.
— Интересно-интересно! Ты, наверно, какую-то картину на эту тему решила мне показать?
— Угадала. Пойдём-ка в 10-й зал. Вот, посмотри — перед нами произведение кисти Рембрандта ван Рейна.
— Самого Рембрандта?! Потрясающе! Но, подожди... На картине что, какая-то потасовка изображена? У одного из персонажей в руках что-то вроде кнута, а другие в страхе разбегаются...
— А ты прочти подпись. И сразу всё поймёшь.
— «Изгнание торгующих из храма». Иллюстрация евангельского сюжета!
— Совершенно верно! Все четыре евангелиста упоминают этот эпизод. Вот, например, как описано происшествие в Евангелии от Марка: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков опрокинул». Посмотри — двое торговцев на первом плане картины в спешке сгребают со стола монеты.
— У одного из них такое изумлённое лицо — он явно не ожидал подобного поворота событий. Кстати, Маргарита, напомни, пожалуйста, а что вообще торговцы и менялы делали в храме?
— Давай уточним: они располагались не внутри самого храма, но на его территории, в одном из дворов. Торговцы продавали ягнят, волов и голубей — их, следуя ветхозаветному закону, иудеи приносили в жертву. Паломники, конечно, могли привести и своё животное. Но многие шли в храм издалека, и проще было купить на месте. В Иерусалиме тогда ходили римские деньги — динарии. Однако на территории храма действовала своя валюта. Поэтому те, кто хотел приобрести жертвенное животное, сначала во дворе обменивали динарии на храмовые монеты — сикли. Всё это происходило в рамках иудейского закона.
— Но почему же тогда Иисус так разгневался на торговцев? Ты ведь не станешь спорить с тем, что Рембрандт изобразил Христа на картине крайне возмущённым. Смотри, как плотно сжаты Его губы, как гневно и решительно сдвинуты брови.
— По мнению толкователей Евангелия и историков-библеистов, Христа возмутил не сам факт нахождения торговцев на храмовом дворе. А то, что они превратили свою деятельность из особого служения в чистый бизнес, забыв о Боге. Двор, где располагались торговцы, напоминал шумный рынок. При виде такого бесчинства в Доме Божием, Христа охватил праведный гнев. Рембрандт, как ты справедливо заметила, тонко и живо передал состояние Спасителя на своём полотне.
— Праведный гнев... Да, кажется, теперь я понимаю, что это значит. Когда ты гневаешься не из-за того, что кто-то или что-то раздражает. А когда попирается правда Божия. Поэтому эмоции, которые я испытала сегодня, стоя в пробке, с праведным гневом, увы, ничего общего не имеют... Верно я рассуждаю?
— Пожалуй, да. Христос в Евангелии предостерегал от напрасного гнева — то есть, направленного против ближнего. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «гнев попущен нам Господом для того, чтобы мы направляли его против греха, отторгали зло. Лишь в таком случае он может быть оправдан».
— И художнику удалось ухватить эту суть!
— Особенно учитывая, что на момент написания картины Рембрандту было всего двадцать лет.
— Поверить трудно! И откуда только взялось у юноши столь глубокое понимание Евангелия?!
— Мать Рембрандта была верующей женщиной и по всей видимости воспитывала в вере и сына. А позже большое влияние на художника оказал его первый учитель живописи, Яков ван Сваненбург — тоже глубоко верующий христианин.
— А знаешь, Маргарита... Я теперь чаще буду вспоминать картину Рембрандта ван Рейна «Изгнание торгующих из храма». И евангельский эпизод, который она иллюстрирует. Думаю, это поможет мне больше не путать праведный гнев с напрасным.
Картину Рембрандта ван Рейна «Изгнание торгующих из храма» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О подвиге Священномученика Сатурнина Тулузского
Сегодня 12 декабря. День памяти Священномученика Сатурнина Тулузского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Имя святого Сатурнина вместе с иными древними святыми было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в марте 2017 года решением Священного Синода. Согласно житию святой Сатурнин пострадал за Христа в жестокое гонение императора Декея. Он был епископом. В местах его проповедей не было каких либо сложившихся христианских общин. Там, где не было христиан, не было и гонений, поэтому Сатурнин вполне мог бы укрыться от преследования, однако он продолжил проповедовать.
Однажды он стал свидетелем языческого волхвования в идольском капище. При его появлении идолы замолчали. Тогда гнев толпы обрушился на святого. Его привязали к быку и так обрекли на жесточайшие страдания. Мученичество святого произошло во французской Тулузе. Предание именует мучника первым епископом города. Подобно святому Дионисию Парижскому, Иринею Леонскому, Виктору Марсельскому и другим древним святым, мученик Сатурнин был одним из тех, благодаря проповеди которых прежде языческая Римская империя уверовала. Так что в начале IV века царь Константин Великий дерзнул провозгласить христианство официальным исповеданием империи. «Москва — Третий Рим» говорим мы.
Так, благодаря истинной вере между древними святыми и нами рождается преемство предания и святости. Пример святого мученика Сатурнина учит нас хранить и возвещать святое православие.
Все выпуски программы Актуальная тема