— Андрей! Вот так встреча! Сколько лет, сколько зим!
— Коля! Здравствуй, дорогой! Когда мы с тобой виделись в последний раз? Наверное, в Москве лет пятнадцать назад!
— А теперь, значит, ты к нам во Владимир пожаловал. Какими судьбами?
— Родственников приехал навестить. Душой отдохнуть. У вас тут столько всего интересного. Сейчас вот иду в музейный комплекс «Палаты».
— Это филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника? Как же, знаю, знаю. Бывал.
— А ты, я смотрю, с ящичком для этюдов. Маслом пишешь?
— Нет, акварелью. Хотел сделать несколько набросков в историческом центре. Только боюсь, сейчас там народу много, не дадут спокойно поработать незваные критики.
— Говоришь, незваные критики? А знаешь, что так называется картина художника девятнадцатого века Наркиза Бунина?
— Картина?
— Да, интересное жанровое полотно. Оно, кстати, хранится здесь, во Владимире — в тех самых «Палатах», куда я направляюсь. Сейчас найду изображение в интернете, оценишь. Вот, смотри.
— О, работа и впрямь хороша! Среди поля в погожий летний день устроился художник. Сидит под белым зонтиком на деревянном раскладном стульчике. На коленях открытый этюдник — совсем как у меня. В нём укреплён небольшой холст. Что пишет коллега, нам не видно. А вот крестьяне, стоящие за спиной живописца, с большим интересом наблюдают, как на полотне возникает изображение. Даже работу оставили, хотя время горячее!
— Наверное, это воскресенье, время отдыха. Видишь, как нарядно одеты герои. На мужчинах рубахи праздничных цветов — белая и красная. Женщины в вышитых блузках, ярких юбках — понёвах. Платки повязаны на южный манер — с узелком надо лбом. Полотно написано в Воронежской губернии, Бунин оттуда родом.
— Народ там бойкий. Вон, как оживлённо крестьяне рассуждают между собой о достоинствах свежего полотна! Точно — незваные критики! Сюжет на все времена! В каком году эта картина появилась?
— В 1884-ом. Автор, Наркиз Бунин, в то время учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
— Совсем молодой ещё был?
— Двадцать восемь лет. На картине «Незваные критики» Наркиз Николаевич изобразил самого себя. Видишь, он тут с бородкой, не юнец.
— Что ж так поздно художник учиться пошёл?
— Он уже получил образование в Горном институте и служил в императорском гвардейском полку в чине поручика. На досуге рисовал сценки из армейских будней. Талант офицера отметил командир, великий князь Владимир Романов. Он посоветовал Наркизу совершенствовать мастерство и позволил совмещать службу с учёбой в Академии художеств.
— В полку, наверное, любили картины Бунина. Вон, как живо он писал — с огоньком, с юмором. Причём, с добрым. По себе знаю, как трудно бывает не раздражаться, когда из-за плеча подглядывают и выносят суждения. А Наркиз Николаевич изобразил своих непрошеных судей с большой симпатией и теплотой.
— Да, картина «Незваные критики» написана с любовью к людям. Потому она и у однополчан Наркиза Бунина вызывала сердечные улыбки, и нашим современникам нравится. Пойдём вместе в музей, убедишься в этом.
— А пойдём! Взгляну на талантливую работу коллеги своими глазами!
Картину Наркиза Бунина «Незваные критики» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
28 ноября. Об успехе
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о понятии успеха в жизни человека
28 ноября. О Преподобном Паисии Величковском
День памяти Преподобного Паисия Величковского.
О его личности и трудах, — священник Августин Соколовски.
28 ноября. О наставлениях Святого Паисия Величковского
День памяти Преподобного Паисия Величковского.
О его наставлениях, — протоиерей Игорь Филяновский.