Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, добрый день!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Так обрадовался вчера вашему звонку! Спасибо за приглашение — в Пушкинский музей изобразительных искусств всегда иду с радостью.
— А я ведь, Андрей Борисович, позвала Вас сюда, так сказать, с корыстной целью!
— Неожиданно! И в чём же корысть?
— Знаете, недавно перечитывала библейскую книгу Есфирь. Ну до чего же удивительная история: отважная, сильная духом женщина спасла от гибели тысячи людей! В музее имени Пушкина экспонируется, наверное, одна из самых известных в мире картин на этот ветхозаветный сюжет: полотно Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Мне захотелось снова на него взглянуть. И обсудить с таким знатоком библейской истории, как вы.
— Благодарю за доверие, Маргарита Константиновна! С большим удовольствием ещё раз рассмотрю эту работу великого Рембрандта. Тем более, в компании такого замечательного искусствоведа!
— Спасибо! Кстати, мы пришли — это 10-й зал. Вот и картина. Согласитесь, она словно притягивает к себе. Мимо пройти просто невозможно. Какая удивительная игра света и теней! И прекрасное лицо Эсфири... Знаете, мне её история чем-то напоминает сказку про Золушку — бедная сирота-иудейка вдруг становится персидской царицей, супругой царя Артаксеркса...
— Действительно, библейская книга Есфирь, как сейчас сказали бы, весьма остросюжетная — динамичная, драматичная. Но самое главное, в ней заложен глубочайший духовный смысл. Это история о спасении, которое даёт человеку вера и надежда на Бога. Позвольте, я напомню вкратце её сюжет. Действие происходит примерно в 5 веке до Рождества Христова. Персидский царь Артаксеркс собрал в своём дворце самых красивых девушек со всей империи, чтобы одну из них сделать своей супругой и царицей.
— Ею и стала Эсфирь — приёмная дочь иудея по имени Мардохей.
— Верно. А вскоре царский визирь Аман обманом вынудил Артаксеркса подписать указ об истреблении иудеев по всей персидской земле. Эсфирь, иудейка, решила предотвратить катастрофу. Влиять на политические решения царя женщина, пусть даже и царица, не могла. За такую дерзость у неё были все шансы поплатиться не только высоким положением, но и жизнью. Однако ради спасения своего народа Эсфирь отважилась просить супруга о милости. Она позвала Артаксеркса и Амана. И прямо при визире поведала царю о его кознях.
— Именно этот момент прославленный голландский живописец и запечатлел на своей картине «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Он создал полотно в 1660-м году, уже на закате жизни. В тот период, как считают искусствоведы, Рембрандт достиг наивысшего творческого уровня. Впрочем, ещё юношей, в 1626-м году, Рембрандт впервые запечатлел на холсте сцену разоблачения Амана на пиру у Эсфири. Конечно, картина значительно отличалась от той, что сейчас находится перед нашими глазами. Но, так или иначе, этот библейский сюжет интересовал художника всегда.
— Кстати, давайте обратимся к Библии. Вот как она описывает напряжённый эпизод, который мы видим на картине: «И пришёл царь с Аманом пировать у Есфири царицы. И Есфирь сказала: проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. И отвечал царь Артаксеркс царице Есфири: кто тот, который отважился в сердце своём сделать так? И сказала Есфирь: враг и неприятель этот — злобный Аман! И Аман затрепетал пред царём и царицею».
— Что и говорить, Рембрандт потрясающе сумел передать и значимость мгновения, и душевное состояние героев. Посмотрите — Эсфирь, похоже, только что закончила свой обличающий рассказ. По-видимому, он был эмоциональным — её руки всё ещё в движении. Артаксеркс осмысливает услышанное — крепко сжав губы, он смотрит прямо перед собой. Аман опустил голову и ссутулился...
— Эсфирь тоже склонила голову. Но не в страхе, а словно в молитвенной покорности. Можно сделать вывод, что Рембрандт очень хорошо, в деталях был знаком с библейской книгой Есфирь. И знал, что накануне пира царица молилась Богу: «Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя и дай мне мужество...».
— Да, художник сумел передать множество тонких граней удивительной библейской истории. Посмотрите, какими светоносными красками Рембрандт выписал облик Эсфири. Таким образом он словно подчёркивает её одухотворённость. Озарена и фигура Артаксеркса — на полотне они с Эсфирью как бы составляют единое световое целое. Фигура Амана, напротив, затемнена.
— Да, говорящий художественный приём. Мне кажется, даже неподготовленный зритель сможет уловить настроение картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Кстати, любопытно было бы узнать, а как этот шедевр мировой живописи попал в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина?
— О, путь был непростым! Картину в 1764-м году прибрела для Эрмитажа императрица Екатерина Вторая. Полотно пребывало в плохом состоянии, но тогда мастера сумели его отреставрировать. В конце 19-го столетия Эрмитаж передал картину Румянцевскому музею Петербурга. С годами она снова стала разрушаться. Только подумайте: четыре раза изображение переносили на новый холст. А это невероятно тонкая и кропотливая работа. Окончательно остановить процесс разрушения смогли специалисты Пушкинского музея, в экспозиции которого полотно и находится с 1924-го года.
— Как хорошо, что картину удалось спасти. Ведь работа Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — ярчайший пример того, как Священное Писание во все времена вдохновляло творческих людей на создание шедевров.
— И как хорошо, что посмотреть на этот удивительный пример сегодня может каждый!
Увидеть картину Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» можно в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Посвящение Богу. Ольга Кутанина
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема