В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О подвиге Священномученика Сатурнина Тулузского
Сегодня 12 декабря. День памяти Священномученика Сатурнина Тулузского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Имя святого Сатурнина вместе с иными древними святыми было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в марте 2017 года решением Священного Синода. Согласно житию святой Сатурнин пострадал за Христа в жестокое гонение императора Декея. Он был епископом. В местах его проповедей не было каких либо сложившихся христианских общин. Там, где не было христиан, не было и гонений, поэтому Сатурнин вполне мог бы укрыться от преследования, однако он продолжил проповедовать.
Однажды он стал свидетелем языческого волхвования в идольском капище. При его появлении идолы замолчали. Тогда гнев толпы обрушился на святого. Его привязали к быку и так обрекли на жесточайшие страдания. Мученичество святого произошло во французской Тулузе. Предание именует мучника первым епископом города. Подобно святому Дионисию Парижскому, Иринею Леонскому, Виктору Марсельскому и другим древним святым, мученик Сатурнин был одним из тех, благодаря проповеди которых прежде языческая Римская империя уверовала. Так что в начале IV века царь Константин Великий дерзнул провозгласить христианство официальным исповеданием империи. «Москва — Третий Рим» говорим мы.
Так, благодаря истинной вере между древними святыми и нами рождается преемство предания и святости. Пример святого мученика Сатурнина учит нас хранить и возвещать святое православие.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании можно найти диаметрально противоположные размышления о человеке. Так, в Псалтыри мы находим слова царя и пророка Давида о том, что он «червь, а не человек» (Пс. 21:7), книга Екклесиаста и вовсе представляет собой плач о печальной человеческой участи, мало чем отличающейся от участи животных и растений. Одновременно с этим мы знаем, что Бог дал человеку заповеди и Бог ведёт человека к блаженной вечности, знаем мы и то, что человеку дана Богом власть над всем творением. А послания святых апостолов и вовсе возносят человека на небывалую высоту. Одним из примеров такого рода новозаветных текстов может служить и тот отрывок Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Этот отрывок взят из 2-й и 3-й глав послания. Давайте послушаем его.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка апостольского послания мы услышали довольно непростые слова, которые можно понимать несколькими способами, однако при любом их понимании они свидетельствуют о необычайной высоте человеческого призвания. Речь идёт о словах, которые в русском синодальном переводе переданы таким образом: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес. 2:13).
Ещё древние святые толкователи отмечали, что разные греческие рукописи этого фрагмента Второго послания к Фессалоникийцам содержат немного отличающееся написание словосочетания «от начала», а потому и понимать его можно по-разному. Первый способ понимания предполагает, что Бог ещё до сотворения человека знал о пути развития нашей цивилизации, знал, какие решения мы будем принимать, и ещё до сотворения в плане Бога был каждый человек со всеми нашими уникальными характеристиками. Святитель Феофан Затворник эту мысль выразил в таких словах: «Ещё ничего не было; пребывал только Единый Триипостасный Бог, и Сей, всеблаженный в Себе Бог, тогда ещё думал об вас, имел вас во внимании и расположился к вам, восхотев избрать вас и присвоить Себе».
Но есть и ещё один способ понимания прозвучавших сегодня слов. Он не простирается к моменту сотворения человека и сосредоточен на той эпохе, в которую жили адресаты апостольского послания, то есть на эпохе первого христианского поколения.
Если мы зададимся вопросом о том, кто стал первым христианским мучеником, то мы с лёгкостью ответим на этот вопрос: им был первомученик архидиакон Стефан, именно с его личностью связан и грех будущего апостола Павла, который опосредовано принимал участие в убийстве Стефана. После смерти Стефана стали появляться и другие мученики, однако мученичество ещё не превратилось в массовое явление, и те из них, кто пострадал за Христа в апостольский век, были своего рода первыми плодами веры, а такие плоды, как мы знаем из Священного Писания, имели особую ценность, именно их приносили в качестве жертвы Богу все праведники, начиная с убитого Каином Авеля, принёсшего Богу «первородных стада своего и от тука их» (см. Быт. 4:4).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов