Николай Третьяков (сын Сергея и племянник Павла Третьяковых, основателей знаменитой галереи) изобразил на картине «Утром на даче» свою семью: жену, сына, няню и дочку с собакой. Эта семейная идиллия вызывает самые тёплые чувства и воспоминания.
— Андрей Борисович, не верю своим глазам! Давненько вы не заходили к нам в Третьяковскую галерею! Рада видеть вас, мой друг!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна! Наверное, полгода, не меньше прошло с тех пор, как был здесь в последний раз. Смотрю — ничего не изменилось, мои любимые работы на своих местах. Подождите-ка, а вот эту картину я что-то раньше не видел. Николай Третьяков, «Утром на даче».
— Андрей Борисович, она была в другом зале. А вообще эта картина экспонируется здесь с 1896 года. С того момента, как сам автор, Николай Сергеевич Третьяков, принёс её в дар галерее.
— Николай Сергеевич? Как я понимаю, он сын одного из основателей Третьяковки?
— Да-да, именно так. Он служил юристом и, как все Третьяковы, занимался общественной деятельностью. Участвовал в организации покровительства бедным.
— Судя по картине «Утром на даче», он был ещё и замечательным художником.
— Николай Сергеевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Поленова. Дружил с художниками Валентином Серовым и Ильёй Остроуховым, который в письмах ласково называл его «Третьякаша». А картина «Утром на даче» и в самом деле премилая.
— На ней изображена семейная идиллия в саду, за чаепитием. За столом, накрытом кружевной белоснежной скатертью, сидят две женщины, маленький мальчик и девочка постарше. А на переднем плане я вижу собаку. Она устроилась на стуле как полноправный член семьи. Сидит довольная!
— Художник изобразил на полотне свою семью. Слева — его супруга, Александра Густавовна. Позади — маленький сын Серёжа. Справа — дочь Александра с няней. Саша кормит собаку с руки, а все улыбаются этому. И обратите внимание, как нежно, с любовью смотрит на своих детей супруга художника! Она излучает счастье!
— Верно, счастливая семья! Они радуются погожему летнему дню и возможности неспешно вместе попить чайку, пообщаться друг с другом. Ах, как же мне эта картина нашу дачу напоминает под Тверью!
— Помню-помню, Андрей Борисович! Мы с вами в прошлом году туда ездили. Вы ещё тогда рассказывали о своей собаке, Арчи.
— Да, мой любимый Арчи... Когда я был мальчишкой, мы с родителями ездили на дачу, и непременно брали его с собой. Он везде сопровождал нас! За грибами, на озеро купаться... Какое счастливое время! Потом мы все возвращались домой, мама накрывала стол в саду, под яблонями — и мы всей семьёй подолгу пили чай с яблочным джемом... А добрый пёс Арчи в это время ложился под столом у наших ног и мирно дремал.
— А ещё, как я помню, вы иногда угощали его под столом печеньем и мягким хлебом.
— Да, было и такое... Вспоминаем о нём с теплотой и любовью. Это был наш добрый друг. С ним связаны лучшие воспоминания из детства.
— Детские воспоминания согревают нас, уже повзрослевших, всю жизнь! И дети Николая Третьякова, тоже, я уверена, с любовью хранили в сердце эти моменты.
— А известно ли вам, как сложилась жизнь детей Николая Третьякова? Кем они стали?
— Сын Сергей окончил физико-математический факультет Московского университета, женился на Наталье Саввишне Мамонтовой, дочери мецената, вместе они после революции эмигрировали во Францию, где Сергей Николаевич был одним из руководителей русского комитета помощи голодающим.
— А что известно о дочери? Саше?
— Александра Николаевна, повзрослев, вышла замуж и уехала в Кострому. Там была членом общины сестёр милосердия, занималась благотворительностью, опекала рабочих Костромской льняной фабрики, которые даже спустя много лет после кончины Александры вспоминали о ней с благодарностью.
— И этот крепкий фундамент доброты заложили в своих детей Николай и Александра Третьяковы.
— Мудрые любящие родители. И ведь для того, чтобы заложить этот фундамент, совсем не обязательно быть состоятельным человеком, предпринимателем, промышленником...
— Просто внимательными быть к родным и не жалеть для них своего времени и любви.
— И тогда дети будут вырастать счастливыми, храня в сердце светлые воспоминания о душевных семейных посиделках. Как вы, Андрей Борисович, и герои картины Николая Третьякова «Утром на даче».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России