Когда смотришь на полотно «Весна — большая вода» Исаака Левитана, любимого художника Сергея Рахманинова, можно услышать музыку. А вот какую — вы узнаете из программы «Свидание с шедевром», посвящённой этой работе.
— Добрый день! Какая великолепная музыка у вас играет!
— Здравствуйте! Да, в нашем музыкальном магазине можно не только хороший диск приобрести, но и послушать, например, записи Рахманинова... У нас прекрасная коллекция классики. Может быть, помочь вам с выбором?
— Да, было бы замечательно. Я хотела купить подарок подруге ко дню рождения. Она музыковед. Можно ей подобрать музыкальный диск, что-то из классики...
— Рекомендую вам диск, который как раз сейчас играет. Это собрание сочинений Сергея Рахманинова фирмы «Мелодия». Издание к 150-летию композитора. Здесь его фортепианные произведения и романсы...
— Хорошая идея! Если не ошибаюсь, звучит романс «Весенние воды» на стихи Тютчева?
— Точно! И вы́, наверное, музыковед, как ваша подруга?
— Нет, но моя работа тоже связана с искусством. Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Значит, вы разбираетесь в живописи! А знаете, кто-то из великих сказал, что хорошая живопись — это музыка, это мелодия.
— Так сказал Микеланджело, и я полностью разделяю его мнение. Могу даже проиллюстрировать эту мысль. У нас в Третьяковской галерее хранится работа художника Исаака Левитана, которая звучит, как мне кажется, как музыка Рахманинова. Сейчас найду её в интернете...
— Любопытно, о какой работе вы говорите...
— Вот она! Полотно называется «Весна — большая вода». Левитан написал его в 1897 году.
— О, картина великолепна! На ней художник изобразил весеннее половодье. Паводок захватил лесную опушку и несколько деревенских построек. Деревья вырастают словно из воды и тянутся высоко-высоко в чистое голубое небо. Они похожи на струны. Всё изображение буквально звучит переливами весенних красок.
— Да, но звучит сдержанно, неброско, скромно. Художник использует оттенки голубого, серого, золотистого, которые играют между собой, создавая дивную музыку прекрасной русской просыпающейся весны.
— А вода, посмотрите, изображена просто мастерски́!
— Верно подметили. Вода прозрачная, спокойная, неподвижная... Линия горизонта слегка размыта и кажется, нет границы между небом и землёй... Только лодочка у кромки воды немного так сказать «приземляет» зрителя. С помощью этой тонкой детали Левитан обозначает незримое присутствие на картине человека.
— А деревянные строения, подтопленные па́водком, выглядят будто корабли вдалеке. Казалось бы, сюжет картины незамысловат, но столько чувства в ней!
— Не даром Исаака Левитана называют певцом русской природы. Кстати, он был любимым художником Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому, наверное, их творчество так созвучно.
— И оба мастера искренне любили и воспевали русскую природу...
— Молодой человек, вы здорово разбираетесь в искусстве! А чем вы занимаетесь?
— Я учусь в Московской консерватории, на 3-м курсе фортепианного факультета. А здесь, в музыкальном магазине, подрабатываю в выходные.
— Теперь понятно! Желаю вам успешной учёбы и вдохновения! И спасибо за помощь с выбором подарка. Думаю, моей подруге понравится юбилейное издание музыки Рахманинова.
— Не сомневаюсь в этом! Кстати, приходите вместе с ней на концерты в консерваторию! У нас бывают камерные вечера романсов, фортепианной музыки, в которых мы, студенты, тоже участвуем.
— С радостью приду! А я вас приглашаю к нам в Третьяковскую галерею, в которой вы наверняка не раз бывали, чтобы снова насладиться творчеством великих мастеров и замечательной работой Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России