Когда я только-только начала посещать храм и еще не встретила своего духовника, у меня была склонность разделять священников на, так скажем, «добрых» и «строгих». К «добрым» я по-человечески тянулась. И старалась именно к ним попасть на исповедь. «Строгих» боялась, как зубных врачей. Будто я — ребенок, а батюшка — это доктор такой в белом халате. Вот и получалось: стояла на службе и одновременно присматривалась к священникам, определяя для себя — а подойдет мне этот батюшка или не подойдет?
Со временем Господь послал мне духовника. Тем страшнее оказалось попасть на исповедь к не «своему» батюшке! Однако, ситуации бывают разные. А если батюшка в отъезде или заболел? А если мне самой нужно уехать на долгое время? Как Причащаться в паломнических поездках?
Постепенно пришло осознание, что исповедуемся мы не священнику, а Самому Богу. Батюшка же, выслушивая нашу исповедь, призван засвидетельствовать ее перед Господом. И часто было так, что, видя мое доверие и слыша просьбы послать верное решение, Господь давал ответ или совет, наставление, через любого священника, к которому я подходила.
Но одно дело — понять разумом, а другое — принять сердцем. И такой случай представился.
Мы поехали в другую область, в небольшое село. Был воскресный день, и собрались Причаститься всей семьей. Пришли на богослужение в прекрасный сельский храм, встали в очередь на исповедь. В голове роились мысли — батюшка меня совсем не знает. Как объяснить все то, что меня мучает? Сухо перечислить грехи? Или все же как-то начать издалека, со «знакомства»?
Пока все это решалось, подошла очередь. Каково же было мое смущение, когда батюшка сразу накрыл меня епитрахилью и... стал ждать. Возникла пауза. В полумраке, под плотной тканью я начала сбивчиво перечислять свои грехи Христу, который незримо предстоит...
Это было удивительно! Я рассказывала Тому, Кто в мельчайших подробностях знает про меня все. Наверное, это была самая конспективная, но и самая глубокая исповедь.
Иногда по своей немощи, как мне кажется, можно впасть в прелесть, суть которой — подмена Бога личностью священника. Это неполезно не только прихожанину, но и самому батюшке, потому что мешает ему вести правильное духовное окормление человека.
Главный мой вывод — идя в церковь, мы направляемся к Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Начало Рождественского поста;
— Подготовка к праздникам;
— Темы предстоящих Рождественских чтений;
— Проблема деструктивных организаций и сект;
— Опасность неоязычества;
— Грехопадение Адама и Евы и его последствия, продолжающиеся и сегодня;
— Искусство, как способ разговора о вечных смыслах.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Богословские поиски в «Войне и мире». о. Александр Сатомский
- «Вера и дело». Павел Клочков
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 29.11.2024». Алексей Соколов, Юлия Денисова
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе. В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и руководитель благотворительного проекта по тюремному служению «Апрель» Юлия Денисова вынесли на обсуждение темы:
— Рождественский вечер журнала «Фома»;
— Подготовка к празднику Рождества Христова;
— День памяти апостола и евангелиста Матфея;
— Вещание Радио ВЕРА в следственных изоляторах.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
О благодарности. Ольга Цой
Однажды я спросила знакомого иеромонаха: «Батюшка, в чем смысл моей жизни?». Вопрос был не риторическим, очень личным. Думала, он скажет: «Как — в чем? У тебя семья, двое малолетних детей, надо их вырастить, воспитать...». Но батюшка ответил на мой вопрос не задумываясь: «Быть с Богом». «А как это — быть с Богом? — продолжила я. — Не понимаю. Уж очень абстрактно...». «Это значит — за все благодарить», — последовал ответ.
Я начала размышлять об этом. И стала замечать, как часто звучит слово «благодарим» в церковных службах! «Благодарим Господа!» — дает возглас священник во время Евхаристического канона. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» — звучит молитва самого важного момента Литургии, во время которого происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в конце службы мы слышим призыв батюшки: «Поблагодарим Господа!».
Я посмотрела этимологию самого слова «благодарность». По-русски все очевидно — «благо дарить» — «делать добрые дела». А вот по-гречески это слово звучит как «евхаристия».
Евхаристия! Причастие! Стала читать святых отцов и поняла, что Таинство, которое установил Сам Господь, — не просто вкушение Его плоти и крови, чтобы так соединиться со Христом, это — благодарение за Его жертву, за Его любовь, за все блага, которые нам дает Господь ежедневно!
Так мы наследуем жизнь вечную. Выходит, благодарность, прославлять Бога, — это и есть путь в Царство Небесное.
Какой простой совет дал батюшка — благодарить Бога. И как много открылось мне, когда только попыталась начать это осознавать.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение