Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Мария Поспелова

* Поделиться

В молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который поётся — как издавна обозначено — «во всякой скорби душевной и обстоянии», — перед каждой из девяти песен поэтического гимна, исполняется так называемый ирмос (по-гречески связь). Это — вступительная строфа-образец, отсылающая молящегося к ветхозаветным прообразам. Я прочитаю ирмос к шестой песне канона:

«Молитву пролию ко Гсподу, и Тому возвещу печли моя, яко зол душ моя исплнися, и живт мой ду приближися, и молюся яко Ина: от тли, Бже, возведи мя...» Как мы слышим, тут вспоминается древнейший ветхозаветный пророк Иона, попытавшийся убежать от Бога и вскоре раскаявшийся в своём грехе.

На рубеже XVIII и XIX веков, когда Александр Пушкин был ещё младенцем, двадцатилетняя поэтесса Мария Поспелова сложила дивный поэтический вариант этого ирмоса шестой песни канона ко Пресвятой Богородице:

Молитву пролию ко Господу.

К Тебе, о Боже мой! молитву пролию;

Тебе я возвещу печальну скорбь мою:

Под бременем ея душа моя страдает;

Душевная болезнь телесну плоть снедает;

К Тебе с Ионою молящейся внемли:

О Боже! помоги, избавь от смертной тли.

Мария Поспелова, Ирмос, около 1800 года

Прочитав переложение Поспеловой, я вспомнил о пушкинском шедевре — переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны...»), созданном в 1836-м.

...Мы с вами привыкли говорить о нашем великом поэте, как о создателе современного литературного языка. Так вот, читая Поспелову, я думал о том, что подобно её великим современникам — Державину и Карамзину (оба, кстати, успели благословить юное дарование Маши) — и она по праву может считаться, пусть и не слишком заметной, но всё-таки — одной из предтеч Пушкина на этом поприще.

Девятый ребёнок в семье, Мария Алексеевна Поспелова умерла от чахотки осенью 1805 года, выпустив две книжки стихотворений.

Из поэтов-женщин двух веков она начала раньше всех и прожила меньше всех — всего 25 лет, успев восславить в своих стихах — вослед Державину — полководца Александра Васильевича Суворова и поздравив пылкой одой восшествие на престол императора Александра Павловича. Эпитафия на её могильном камне кончалась словами о том, что — цитирую — «...Но дни ее пресек неотвратимый рок, / И смерть похитила бессмертия венок, / Который музы обещали...»

Наше доброе поминание Марии Поспеловой я закончу её стихотворением «Молитва», но прежде приведу ценные слова литературоведа-антологиста Виктора Калугина:

«...Мария Поспелова стоит у истоков именно молитвенной женской поэзии, а не просто женской лирики или особого, чисто женского восприятия мира...»

Начало всех вещей, Творец Премудрый света!

Тебя молю, Тебя всех благ, существ предмета.

Что выше солнечных пролей ко мне лучи,

Чтобы светили мне во мраке и ночи,

Что жизни лабиринт всечасно окружает,

Что нас с прямой небес дороги совращает,

И просвети мой ум Ты истиной небесной;

Наставь меня на путь премудрости чудесной;

Отверзи светлыя небесныя врата,

Где Серафимов тмы, где Ангел красота

Над тысячми миров сияют безконечно,

Где, Боже! свой престол поставил Ты предвечно,

Где хоры Ангелов поют Тебе «Трисвят»,

По сферам и мирам хвалу Тебе гласят.

Я с бренныя земли глас к небу возношу,

Источника щедрот и милости прошу.

С высот небеснаго Престола на земли

Надежды, веры глас Творец небес внемли,

Лучом любви меня небесной оживи

И снова милости свои ко мне яви;

Волнение страстей мятежных укроти,

Стенание мое в спокойство обрати,

Дабы водимая Божественной рукою

Приятнейшим путем шла к вечному покою,

К блаженству, коему не может быть конец,

Чтоб от Тебя принять безсмертия венец.

Мария Поспелова, «Молитва», около 1801 года


Все выпуски программы Рифмы жизни

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем