Проснулась я в деревне, рано-рано. Выглянула на крыльцо, а там — красота какая... Всё в тумане. Вся деревня густым белым окутана. И поля тоже — исчезают, тонут в том белом. И овраги...
И пошла я в тот туман гулять. А всё такое незнакомое, новое. Вон, берёза — раньше и не замечала её, а теперь, на белом фоне — прямо портрет красавицы. И дорога утекает от меня в таинственное. Хороша она такая. А вот — вынырнула из тумана птаха незнакомая, промелькнула надо мной, и растворилась. Раньше бы внимания не обратила, мало ли кто пролетает в небе. А так — целое событие... Вот как туман всё меняет.
И там, на туманной дороге, пришла мне в голову интересная мысль: а ведь в нашей жизни тоже есть туманность: не видим мы будущего. Предполагаем, да точно не знаем. И часто ропщем:
— Вот, если бы я знал, что так обернется! Кто же может предугадать? Знал бы, где упасть — соломки бы подстелил!
Но ведь наше существование во времени — оно Богом устроено. Это Ему видно будущее, всё-всё, в вечность текущее. Мне даже страшно представить такое знание. А нам Он дал видеть только «сейчас», даже не «сейчас», а только вот этот миг. И, думается мне, не спроста это.
Ведь в этом миге, в нём, как в моём туманном утре — красота специальная. Она и прикрыта туманной завесой, завесой неведомого будущего. Бог, Он, как бы, собирает наше внимание на этом мгновении. Должно быть, потому, что красиво оно, каждое мгновение жизни. И, наверное, для того, чтобы мы эту красоту разглядели.
А если вдуматься, то и зачем нам видеть больше, чем дано? Разве справились бы мы с таким гигантским знанием? Растерялись бы. Да это и не нужно нам. Он ведь ждёт от нас поступков тут, в этот миг.
Выходит, и красота наша — тут, и задачи, и решения их. Всё здесь. А дальше — туманность времени.
Шла я по той дороге, думала о времени, и вдруг испугалась. Что-то тёмное замаячило впереди. Приближается, а что — непонятно. Может, это лось?! Утро раннее, а лоси у нас водятся... Остановилась. Страшновато стало.
А из дымки выплыл обычный пёс, вроде охотничьей лайки. Приметив меня, сошёл в траву, уступая мне путь, мимо протрусил... Видать, от охотников отбился, прогуляться решил. У нас такое бывает.
И снова подумалось: вот и в жизни так. Надвигается на меня что-то новое, неведомое. Я уже различаю его, но как сложится моя жизнь, не знаю. И тогда пугаюсь. Останавливаюсь. Пытаюсь разглядеть будущее.
А ведь если бы я доверяла Богу, тогда и страшиться мне было бы нечего. Ни таинственного встречного на дороге, ни неведомого будущего. Ведь Бог то их всех, там, впереди, видит. Значит, управит, как надо.
Конечно, на случай лося, притормозить стоит, это правильно. Но бояться не обязательно. Если только доверять Богу всей душой.
Да в том-то и беда — доверие мне трудно даётся. Всё стараешься, вот уж доверился, а через час опять всё позабыл. Моё доверие похоже на сползающий носок: только подтяну, только дальше пойду, а он уж опять сполз! И снова — подтяну, и снова — сползает!
Но вот теперь, хотя бы сейчас, на этой туманной дороге — пойми, сказала себе: Бог устроил для тебя мгновение, и его красоту, Бог видит твоё будущее и оберегает тебя, Бог и туман этот устроил, и пса, и всё это молочное утро. Так уж хоть сейчас — не вытягивай вперёд руки, испуганно нащупывая будущее. Иди да любуйся красотой туманности. И думай о том, как чудесно всё устроено: Вселенная, Время, планета Земля, твоя деревня на ней, туман на утренней дороге...
И тот пёс, что бежит сейчас где-то через росистые поля.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вас когда-нибудь смущало, когда вы узнаёте, что некий знакомый — вполне успешный, здоровый, красивый молодой человек — вдруг всё оставляет и уходит в монашество? Если да, то отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — именно для вас! Давайте послушаем 9-ю главу, которая сегодня читается в храмах во время богослужения.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
В сегодняшнем апостольском чтении многократно повторяется одно и то же слово — «власть» — по-гречески — εξουσία. В прямом смысле слова «власть» — это законное право или способность действовать. Но апостол Павел не просто так использует это слово снова и снова именно в своих риторических вопросах: тем самым он хочет особо подчеркнуть нечто крайне важное. Что же именно — давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что среди остальных апостолов Павел стоял «не в ряду», сильно выделяясь. Он единственный происходил из фарисеев, духовной элиты, ученик Гамалиила — ещё бы не отличался от простых рыбаков и сборщиков податей! Но, кроме этого, Павел ещё и вёл себя... подозрительно: он не был женат, старался не обременять своих слушателей сборами для своих личных нужд, предпочитая зарабатывать самостоятельно — и в целом вызывал скорее раздражение у апостолов, чем радостное принятие. Причина — непривычная широта взглядов вместе с самым настоящим радикализмом. Неудивительно, что это вносило определённую тональность в его деятельность. И перед нами — фактически оправдательная речь перед теми, кто смущается его поведением, нетипичным даже для первых христиан.
Апостол Павел мудро и деликатно в форме вопрошаний озвучивает «висевшие в воздухе» вопросы к нему — и даёт ясный ответ: да, всё правильно, все эти вопросы — совершенно правомочны. Но — есть одна маленькая деталь. Он существенно повышает планку личной праведности с единственной целью: не дать повода тем, кто хотел бы усмотреть в его проповеднической и миссионерской деятельности всего лишь... разновидность «бизнеса на духовной тематике». У него есть право — такое же, как и у всех других проповедников, — иметь супругу, питаться от пожертвований, пользоваться гостеприимством — и всё это ни разу не зазорно. Но он переступает через все эти свои права не потому, что они — ущербны или неправильны — а только потому, что не хочет дать даже малейший повод для «претыкания» тем, кто эти поводы с удовольствием отыскивает.
Пример апостола — хороший повод для нас задуматься, на самом ли деле мы готовы также бережно относиться к тем, кто находится вне всякой религии и веры — пытаясь искренне понять, обо что именно прежде всего спотыкаются эти люди, начиная смотреть в сторону Церкви Христовой?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Соне и другим подопечным Марфо-Мариинской обители
Соня с трёх лет живёт в Елизаветинском детском доме. Это благотворительный проект. Находится он в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этом месяце Соне исполняется 11 лет. Она заботливая и внимательная девочка, всегда опекает младших и старается помочь взрослым — и салат на обед приготовит, и общую игру организует, и комнату в порядок приведёт. Настоящая помощница воспитателям!
Одно из её любимых увлечений — вязать крючком. Причём вязать Соня может и на детской площадке, и в метро, и в кровати перед сном. У неё всегда под рукой крючок и моток ниток. Ещё девочка с удовольствием осваивает швейную машинку, плетёт из бисера и вышивает.
Сотрудники Елизаветинского детского дома занимаются всесторонним развитием детей, поддерживают их интересы и обеспечивают всем, что нужно для творчества и учёбы.
На днях Соня вместе с другими девочками из детского дома отправилась в школу. И сейчас перед воспитателями стоит важная задача — приобрести на весь учебный год тетрадки, книги, ручки и многое другое. Но без помощи им не обойтись.
Сегодня на территории Марфо-Мариинской обители помимо Елизаветинского детского дома, работает ещё несколько социальных проектов. В каждом из них есть маленькие и юные подопечные, которым важна поддержка — это ребята с инвалидностью, сироты и дети из малоимущих семей.
Чтобы подготовить их к школе обитель милосердия ежегодно проводит акцию «Собери рюкзак добра». В этом году её участниками стали 268 детей, и вы можете их поддержать. Переходите на сайт: https://rukzakdobra.ru/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Богородицы». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Сретения Владимирской иконы Богородицы, об Усекновении главы Иоанна Крестителя, о церковном новолетии (индикте), о праздновании Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а также о днях памяти благоверного князя Даниила Московского и мучеников Адриана и Наталии.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица