«После завтрака дошкольник Серпокрылов имел обыкновение прогуливаться по деревне. Проводив на работу своего папашу, уважаемого слесаря Серпокрылова, дошкольник надевал офицерскую фуражку, закидывал на плечо винтовку, сделанную из водопроводного железа, и выходил в дозор...»
Из легендарной детской повести прозаика, поэта, скульптора и художника Юрия Коваля «Недопёсок Наполеон Третий» (глава «Дошкольник Серпокрылов») читал автор: Юрий Иосифович Коваль. Писателя не стало в середине 1990-х. По его книгам сделаны радиоспектакли и фильмы, написаны сотни исследовательских статей. А повесть о щенке песца по кличке Наполеон Третий, сбежавшего со зверофермы, даже была издана в 2018 году с комментариями учёных.
...И наши «Закладки» не раз обращались к этим книгам, и к «Недопёску» — тоже, включая прозвучавший пассаж. Но о чуде языка этой прозы хочется думать и говорить ещё и ещё, хотя о чуде говорить трудно.
Можно порассуждать о том, что в фамилии дошкольника Серпокрылова слышится одновременная тяга к крестьянскому труду и к свободному полёту; что выражения «папаша» и «уважаемый слесарь» пришли сюда из любимой Ковалём прозы 1920-х годов, то есть — из Зощенко и Бабеля; или просто полюбоваться оборотами «имел обыкновение прогуливаться по деревне» и почти платоновским «винтовка, сделанная из водопроводного железа»...
Замечательно и наблюдение некоторых вдумчивых читателей Коваля о том, что «звания» недопёска и дошкольника — весьма близкородственны: один невзрослый занят судьбой другого невзрослого. «Будьте как дети!»
Давайте послушаем фрагмент из радиоспектакля по «Наполеону Третьему».
Вот, сбежавший щенок песца неожиданно попадает к плотнику Меринову и неизбежно входит в отношения с дворовой собакой по кличке Пальма.
Читают актёр Николай Владимирович Литвинов (вспомню «Радионяню» и «Угадайку») и — автор «Недопёска» — Юрий Коваль.
«Плотник опустил недопёска на землю, вынул из кармана мотоциклетную перчатку, кинул на крыльцо, а сам вошёл в дом...
Из конуры вылезла толстая рябая псина. Это и была Пальма Меринова. Она походила на сосновый чурбак, укутанный войлоком, а на голове у неё росли развесистые уши, которые и придавали сходство с пальмой в кадушке. ...Большим и мокрым, розовым даже в темноте носом, обнюхала Пальма воздух и вобрала сразу все запахи, которые имелись в нём: вечерних щей, мотоциклетной перчатки, Наполеона Третьего и даже запах луны, выскочившей на минуту из холодного облака.
Запах недопёска Пальме не понравился, очень уж он был жёсткий, жестяной. Но в то же время не вызывал особого раздражения.
„Что поделать, — добродушно подумала Пальма. — Бывают и такие запахи. Беда не велика. Главное — сердце, душа“».
Из радиоспектакля по повести Юрия Коваля «Недопёсок Наполеон Третий» читали народный артист России Николай Литвинов и автор повести, Юрий Коваль.
Я думаю, что в прозе Коваля — растворена его бессмертная, высокоталантливая душа. Читая эту прозу, мы с вами имеем дело с тем «инструментом», с помощью которого она себя выражала — с языком.
С вами был Павел Крючков. И на прощание — слово автору «Недопёска». Вот как он ответил на один классический вопрос писательницы Марины Москвиной:
— Какую Вы любите прозу, какой она должна быть, на Ваш вкус?
— Проза должна быть вот какой: она должна быть такой, что ты готов поцеловать каждую написанную строчку.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Деяния святых апостолов
Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В христианском Символе веры предельно ясно сказано, что христианин это тот, кто, среди прочего, верует во всеобщее воскресение мёртвых, ну а Христово Воскресение — это и вовсе основной постулат нашей веры, как об этом в своё время и написал святой апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Однако реальность несколько иная: людей, считающих себя христианами, много, верующих же в воскресение мёртвых значительно меньше. Это печальная диспропорция, корни которой уходят во времена земной жизни Христа и Его апостолов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, в этом отрывке идёт речь об идейных предшественниках современных отрицателей всеобщего воскресения.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Иудаизм если и был когда-то однороден, то очень давно, и ко времени Пришествия Христа Спасителя он представлял собой целое соцветие различных богословских школ, учение одной школы при этом могло существенно противоречить учению другой. Для понимания книг Нового Завета нам стоит помнить об отличиях двух основных направлений иудейской религиозно-философской мысли, выразителями первой из которых были фарисеи, выразителями второй — суддукеи. В частности, нам стоит помнить, что фарисеи, несмотря на зафиксированные Евангелием некоторые специфические особенности своей жизни, были очень перспективной аудиторией для проповеди Христа Воскресшего, хотя бы в силу своей веры в воскресение, и эта вера их отличала от саддукеев, которые в смысле своего отношения к воскресению из мёртвых мало чем отличались от хорошо нам известных современных атеистов.
Так получилось, что представители высшего израильского духовенства первого века по Рождестве Христовом принадлежали к религиозной партии саддукеев, соответственно, проповедь о воскресении, да ещё и с упоминанием совсем недавно убитого ими Христа, вызывала у этих людей самое активное сопротивление. О проявлении этого сопротивления мы и услышали в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний святых апостолов: саддукеи, имея власть в Иерусалимском храме, взяли под стражу апостолов, и книга Деяний сообщает, что причиной этого действия стала проповедь воскресения из мёртвых.
Из Евангелия мы знаем, что нечто подобное произошло и тогда, когда Христос воскресил Своего друга Лазаря: это воскрешение не вписывалось в учение саддукеев, а потому они вместо того, чтобы подкорректировать свои воззрения, решили подкорректировать реальность и убить Того, Кто совершил это воскрешение. Если мы всмотримся как в Евангельские события, так и в события, описанные книгой Деяний святых апостолов, то мы увидим одну крайне важную закономерность: неверие в воскресение мёртвых способно повлечь за собой тяжёлые нравственные преступления. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь если нет воскресения, то не только вера наша тщетна, тщетны и все наши попытки исполнять евангельский закон любви, потому как жить по этому закону имеет смысл лишь в том случае, если человек верует в своё бессмертие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Записная книжка. Виталий Заболотный
Открывая свою записную книжку в телефоне, вижу много контактов на букву о, так я сокращаю слово отец. В основном это — священники. И список становится все длиннее. Смотря на него думаю: как же так все Господь устроил? Для меня все эти знакомства — подарок. И возможность увидеть священников как-то особенно.
Четыре года назад я даже и подумать не мог, что в моей жизни появится целый миссионерский проект и я буду организовывать встречи с такими интересными и действительно мудрыми людьми, священниками, епископами... Иногда хочется просто сказать — с отцами. Ведь, порой, они становятся нам как родные папы, тонко и глубоко чувствуя души, наставляя на путь истинный, задавая вектор нашей жизни.
Сейчас вспоминаю что раньше даже боязно было вот так взять и подойти к священнику, что-то спросить и поговорить, конечно не считая исповеди. А сейчас хватает дерзости подходить, знакомиться, брать контакты, писать, приглашать на мероприятия.
Несколько лет назад я попал на встречу с очень известным и удивительным батюшкой, которого давно хотел увидеть вживую. Наконец, удалось.
Он стоял на сцене, которая была много выше рядов сидений. Смотрел я на него снизу вверх, как на вершину. И думал, как бы хотелось оказаться просто рядом, постоять с такой глыбой, немного пообщаться, но он для меня в недосягаемости...
А теперь промыслом Божиим я вижу таких отцов не только в храме. И знаете, я дерзну назвать их апостолами нашего времени. Я вижу галерею портретов священников. Каждый из них уникален и неповторим. Я чувствую, что они в Духе Святом. Понимаю, что значит «при рукоположении дается благодать», и люди ее стяжают дальше, преумножают.
Порой мы можем не понимать священников или их слова, а может и обижаться, но какой невероятный и титанический труд они совершают, какое количество людей выслушивают, как им сопереживают. Отдают полностью себя и все свои силы на служение Богу. Это не громкие слова. Я это вижу, ощущаю и благодарю Бога за такой подарок.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение
Пострадавшая икона. Виталий Заболотный
Среди моих домашних икон есть одна для меня особенная. Икона Спасителя. Маленькая, в деревянном окладе. Она довольно сильно истрепана, в местах стыка — заклеена. Словно ссадины на ней — трещины и потертостости. Помню крестик на окладе украшал шарик. Теперь его нет.
Какой же путь это икона со мной проделала! А ведь тогда, когда она появилась в моей жизни, я даже ничего не понимал и не был воцерковлен... Сейчас думаю — как же все промыслительно!
Где-то в 2000-м году, после бесконечных операций, меня отправили в санаторий на реабилитацию. Нижняя половина тела была вся в гипсе. Мама мне с собой положила иконку. В те годы она редко бывала в храме, но тем не менее эту икону купила.
Я ее поставил на видное место, рядом с кроватью, на тумбочку. Мне показалось это важным — чтобы Господь был рядом. Нельзя икону куда-то прятать.
В палате лежали разные ребята, тоже молодые и шебутные. Однажды вернувшись после процедур, я заметил, что иконы нет на тумбочке. Она лежала на полу рядом с кроватью.
В следующий раз я обнаружил ее на полу уже посреди палаты. Так повторялось ещё несколько раз. После этих падений отлетел крестик и в местах соединения оклад треснул.
Меня это сильно расстроило и было не понятно, что произошло. Как потом рассказали ребята, они во что-то играли и случайно попали предметом в икону...
Я, как смог, подремонтривал икону и убрал с тумбочки, чтобы больше не происходило таких вещей...
И вот сейчас смотрю на нее. Икона уже стоит дома. Сколько лет прошло... Это — моя первая икона. Она здесь, со мной. Во время моих дальнейших операций, мама молилась перед этим образом Спасителя, на коленях, вся в слезах и надежде на мое выздоровление.
Господь вместе со мной проходил эти испытания и поддерживал. Сам страдал. От ударов икона приобрела мученический вид, но при этом осталась целая и какая-то особенная. Очень ценная для меня.
Господь всегда рядом с нами, только способны ли мы это увидеть и понять.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение