Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Ирина Роднянская. «Книжная сотня» (в серии «Литературная премия Александра Солженицына»)

* Поделиться

Фото: Jason W / Unsplash

В 2014-м году престижная литературная премия Александра Солженицына была вручена литературному критику и литературоведу Ирине Роднянской. Мне довелось поработать рядом с Ириной Бенционовной в редакции нашего старейшего журнала «Новый мир», где она в течение 20-ти лет заведовала отделом критики...

Доложу вам, друзья, что критики получают литературные премии крайне редко. А Роднянская — не просто критик, она ещё и критик-мыслитель, критик-художник.

...Удивительно: её самая первая публикация вышла в 1956 году, то есть в середине прошлого века! Ирина Бенционовна писала о Николае Заболоцком как о великом поэте, когда об этом не писал никто; десятилетиями осмысливала наследие мыслителей Владимира Соловьева и Сергея Булгакова; собрала и переиздала легендарный «Поэтический словарь» Квятковского и ещё, и ещё, и ещё.

Десятки важнейших, знаковых имен прошлого и настоящего!

А теперь я приведу её собственные слова с обложки двухтомника «Движение литературы» (2006), послужившего одним из поводов присуждения солженицынской премии: «...Идеал дисциплинированного чтения, делающего литературоведа интерпретатором, — это для меня пребывание одновременно внутри и вне произведения...»

Вот что говорила о своём многолетнем опыте чтения Ирина Роднянская на церемонии вручения ей Литературной премии Александра Солженицына:

«У меня как у читателя, можно сказать, с отрочества возникла по сию пору необъяснимая потребность, оказавшись наедине с художественным текстом, выразить словесно то, что я из него какими-то рецепторами своими извлекла. В этом азартно нуждалась я сама, а публичность высказывания представлялась вторым делом. Мне, этакому читателю-открывателю, текст виделся сверкающим белизной, никем ещё не истоптанным снежным полем, где я впервые оставляю свой извилистый след, обозначая им лабиринты авторской акцентуации, в том числе и тупики, куда заводит творца измена подлинности».

В 2022 году в премиальной книжной серии вышла книга Роднянской под названием «Книжная сотня» (половину сборника составила малоформатная литературная критика в фирменной новомировской рубрике «Книжная полка...», где после слова «полка» непременно обозначается имя её «держателя»).

Итак, сотня мини-рецензий за 10 лет, с 2000-го по 2009-й: «академических» и наблюдательно-беглых, доверительных и беспощадно-жёстких, просветительских и лиричных. Некоторым образом, сплошные «закладки».

И «под занавес» тома (перед горячими текстами речей членов жюри и ответного слова лауреата) — фундаментальная статья для энциклопедического словаря «Русские писатели. 1800–1917» — о поэте, драматурге, прозаике и переводчике Алексее Константиновиче Толстом.

Кстати, на церемонии вручения премии Ирина Роднянская цитировала знаменитые: стихи Толстого «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Это, друзья, — к внутреннему портрету её надпартийной позиции, её христианского мировоззрения...

«...Я остаюсь верна своему неопосредованному общению с произведением как с нетронутым полем, сулящим множество „открытий чудных“, о коих мне заранее ничего не известно. И это же переживание текста как загадки, которую тянет разгадать, не оставляло меня, когда я писала о не мною досконально изученных Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Блоке; поэтому я отношу своё соприкосновение с ними тоже к области литературной критики, а не к собственно филологии».

Премиальная формулировка солженицынской премии Ирине Роднянской, голос которой мы сейчас слышали, состоит из двух частей. Первая — условно говоря — «за литературу», вторая — «за публицистику». В первой говорится — цитирую — о «преданном служении отечественной словесности в её поисках красоты и правды».


Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем