Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рождение нового христианина — особая радость для каждой верующей семьи.
Картина «Крестины» кисти Ивана Тупылева посвящена как раз этому Таинству. Важность и торжественность события на фоне простого крестьянского быта впечатляет своим контрастом.
— Вот и ещё один раб Божий принял веру православную. Слава Богу!
— Спасибо, отец Иоанн, что окрестили моего внучатого племянника. И как смиренно и тихо вёл себя малыш, хотя ему всего-то два месяца. Внимательно рассматривал незнакомые лица и лики на росписях старинного храма, будто понимал, что с ним происходило.
— Младенцы ведут себя по-разному, Маргарита Константиновна. Уж сколько чад Божиих здесь покрестили за почти двести лет, что стоит этот храм — невозможно и сосчитать.
— И двести лет назад, наверное, всё происходило почти так же: те же молитвы, то же убранство... А знаете, в Третьяковской галерее, где я работаю, есть картина «Крестины». Её написал художник Иван Тупылев в 1800 (тысяча восьмисотом) году. По ней можно понять, как проходили крестины на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Хотите взглянуть? Я сейчас найду её в интернете...
— С радостью посмотрю...
— Вот она! Интересная работа, не правда ли?
— Колоритная! Правда, младенца крестят, как мы видим, не в храме, а прямо в крестьянской избе. Посреди просторной светлицы стоит купель, слева — священник с бородкой как у меня, он держит над купелью ребёнка, сейчас он будет трижды окунать его в освящённую воду. За действиями священника наблюдают родные малыша — справа от купели крёстная мать. Она, развернув полотенце, готовится принять на руки нового члена Церкви Христовой.
— Обратите внимание, как на фоне скромного убранства избы художник выделяет одежды священника и крёстной. Он — в красном пасхальном облачении, расшитом золотом. На крёстной матери — праздничная алая юбка и роскошный, отделанный жемчугом кокошник. Иван Тупылев подчёркивает тем самым значимость события для крестьянской семьи.
— В этой картине чувствуется пасхальная радость! А вот справа, на печи я вижу круглый медный самовар — он сияет, его начистили прямо к торжеству. Рядом — глиняный горшок на огне, в нём, вероятно, варится праздничное угощение.
— А посмотрите-ка, батюшка, справа от крёстной матери стоят босоногие ребятишки — это брат и сестра малыша. Они с любопытством наблюдают за таинством.
— Да. Я заметил, что выражения лиц детишек, переживающих за брата или сестру в такой важный момент жизни, не меняются с годами... Те же внимательные глазки, внутренний трепет... Дети, и большие, и маленькие, очень чутко воспринимают происходящее.
— И Иван Тупылев в своей работе «Крестины» тонко подмечает это.
— Уж очень радостная картина у него получилась! Этот художник писал только крестьянский быт?
— Как раз наоборот, картина «Крестины» едва ли не единственная в бытовом жанре, из созданных художником. Он писал в основном на исторические и религиозные темы. А ещё он расписывал храмы.
— Храмы? Интересно... И его иконописные работы сохранились?
— Да. Например, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Он написал сюжет «Зачатие святой Анны» и «Воспитание Богородицы» в главном иконостасе. А ещё — «Явление воскресшего Христа апостолу Фоме» в иконостасе правого придела.
— Как хорошо, когда художник использует свой талант во славу Божию.
— И таких мастеров, которые, как и Иван Тупылев, прославляли Господа, очень и очень много. Приезжайте к нам в Третьяковскую галерею, я с удовольствием расскажу Вам о работах других замечательных русских художников и покажу подлинник картины Ивана Тупылева «Крестины».
— Спасибо за приглашение, Маргарита Константиновна. С радостью приеду.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение