Жители украинского города Сумы о сахарозаводчике Иване Харитоненко говорили только в превосходных степенях. Для них он был примером того, каких высот можно достичь при желании и упорном труде. Иван Герасимович — крестьянский сын — сумел стать миллионером, но при этом оставался невероятно скромным — добрым гением Сум и очень интересным человеком, как говорил о нём Чехов.
Заботами Ивана Харитоненко Сумы из провинциального городка превратились в крупный промышленный центр. Работать Иван начал ещё ребёнком. Был в услужении у купцов, ездил по ярмаркам, скупал товары. В 1849-ом году он оказался в городе Сумы и, полюбив его, остался здесь навсегда. К тому времени у Харитоненко имелся небольшой капитал. Он начал покупать земли у разорившихся помещиков и строить на них сахарные заводы. Дела шли в гору и со временем предприятие Харитоненко по производству рафинада в Сумах стало считаться одним из лучших среди заводов этого профиля в России.
Иван Герасимович никогда не забывал своего нищего детства, в роскоши не купался и жалел бедняков. Сочувствие подкреплялось делами — Харитоненко стал крупным благотворителем. На своих заводах строил больницы для рабочих и школы для их детей. Все его сотрудники имели право на бесплатную медицинскую помощь, на пенсии по старости и увечьям.
Заботясь о том, чтобы дети из бедных семей получали профессии, Иван Герасимович построил в городе Сумы реальное училище. А при нём Александро-Невскую церковь. Пожертвовал крупную сумму на реконструкцию Спасо-Преображенского собора. Будучи религиозным человеком, Харитоненко опекал храмы, дарил им утварь и иконы. В селе Нижняя Сыроватка, где Иван Герасимович родился, он возвёл каменную Тихоновскую церковь. В 1886-ом году Сумы украсило трёхэтажное здание духовного училища. Строительство полностью профинансировал Харитоненко. А в Харькове при местной духовной семинарии он открыл церковно-приходскую школу и выстроил красивый собор — Свято-Троицкий.
Иван Герасимович, беззаветно любя Сумы, отлично знал, в чём нуждается город и благоустраивал его. Нужно было замостить улицы — Харитоненко оплачивал материалы и работу. Понадобилась пожарная команда — он организовал её и оснастил всем необходимым. Открыл детский приют, пожертвовав сиротам 240 000 рублей. Много помогал крестьянам и говорил: «Бог дал мне средства проявить, хотя бы в скромном деле, мои симпатии к тому люду, к которому я имею счастье принадлежать».
В 1891-ом году Харитоненко умер. В завещании он оставил крупную сумму на благотворительные цели. Просил построить детскую больницу, собственную дачу и полмиллиона рублей отписал кадетскому корпусу. А семье кроме состояния завещал свой главный нравственный принцип: любовь к Богу, к людям, друг к другу и к родному городу.
15 000 человек провожали Ивана Герасимовича в последний путь. Прибыл в Сумы и харьковский архиепископ Амвросий. После смерти благотворителя сумчане решили поставить ему памятник и написали царю прошение — без разрешения императора возводить монументы лицам не дворянского происхождения запрещалось. Николай Второй ответил тем, что посмертно возвёл Харитоненко в дворянское звание. В 1899-ом году на главной площади Сум появилась бронзовая фигура благотворителя. В 1924-ом её разрушили. А спустя 74 года восстановили и вернули на законное место.
Все выпуски программы Имена милосердия
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.