В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.