Если вам посчастливится оказаться в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре города Екатеринбурга, то недалеко от входа в обитель вы обязательно увидите красивую белокаменную стелу с изображением четырёх фигур в военной форме. Это памятник приближённым последнего русского императора Николая II, которые остались верными государю до самого трагического конца. Одна из фигур — статный мужчина с бородой, орденами на груди и Евангелием в руках. Это генерал-адъютант царя, дипломат и разведчик Илья Леонидович Татищев. В 1918-м он добровольно последовал за Царской семьей в тобольскую ссылку. А в июне того же года, за месяц до гибели царственных мучеников, был расстрелян большевиками. В Ново-Тихвинской обители свято чтут память об этом благородном человеке. В издательстве монастыря вышла книга, посвящённая его жизни и подвигу. Она называется «Генерал, разведчик, мученик. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева, сохранившего верность царской семье».
Открываешь книгу — и словно попадаешь в музей. Буквально на каждой странице — фотографии. Портреты, документы, письма, самые разные культурные артефакты эпохи. Практически всё, о чём в книге идёт речь, читатели смогут увидеть своими глазами, не выпуская увесистый томик из рук. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева «Генерал разведчик, мученик» — это глубокое биографическое, историческое и культурологическое исследование. Оно составлено на основе документов из отечественных и зарубежных архивов, в том числе — частных. Многие из них, включая фотографии, публикуются впервые. В работе составителям помогали учёные, духовенство, потомки людей из ближайшего окружения Татищева. Все они проделали большой труд, чтобы мы могли с разных сторон рассмотреть удивительную личность царского генерал-адъютанта.
Его история пройдёт перед нашими глазами от самых истоков — древних предков, и до последнего мгновения жизни, которую Татищев отдал за Царя и Отечество. Мы увидим Татищева воспитанником пажеского корпуса, офицером для особых поручений у принца Ольденбурсгкого, представителем Русского Императора при дворе немецкого кайзера Вильгельма. Словом, как в названии книги: генералом, разведчиком, мучеником... И православным христианином. Вера Ильи Леонидовича была поистине несгибаемой. Он никогда не расставался с маленьким Евангелием. «Эта книжечка дороже всех книг в мире», — говорил генерал своему сослуживцу, офицеру Александру Карамзину, которому советовал «стараться делать всё, что возможно, по Евангелию». В своих мемуарах Карамзин называл Татищева святым человеком. Яркие, живые воспоминания этого офицера мы найдём на страницах книги.
Впрочем, святым человеком считали Татищева не только близкие. В 1981 году в лике новомученика его прославила Русская Православная Церковь Заграницей. Основанием для канонизации стала жизнь генерала по заповедям Христа и его последний подвиг — добровольная ссылка вместе с Государем. Когда Татищеву передали желание Николая Второго видеть его рядом с собой в Тобольске, он вполне мог отказаться, как это сделали до него несколько человек. Но Илья Леонидович, прекрасно зная, что идёт навстречу скорбям, согласился. Подробности этих событий, и много ярких эпизодов из жизни императорского генерал-адъютанта Ильи Татищева мы узнаем, прочитав книгу «Генерал, разведчик, мученик».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.