Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Новый человек, пришедший в этот мир — это всегда большая радость! Особенно, если этот малыш — твой. Именно этой радостью с нами делится Дмитрий Жилинский, написавший картину «Утро», когда в его жизни появилась новорожденная дочка Оленька.
— Ах, почему же так долго? Я места себе не нахожу от волнения...
— Вы здесь, в роддоме, наверное, ожидаете вестей от супруги? Она должна родить?
— Да, уже несколько часов, как её забрали. А новостей всё нет. Я врач по профессии, думал, справлюсь с эмоциями. Казалось бы, естественный процесс. Но не получается не волноваться. Это наш первенец, всё в первый раз...
— Наверное, волноваться в подобной ситуации — вполне нормально. Я вот тоже привезла гостинцы своей племяннице, она позавчера родила. Волнения позади. И у вас скоро всё разрешится. Пройдёт немного времени, и вы будете наслаждаться самой нежной на свете картиной — как ваша супруга нянчит малыша, купает, кормит...
— И помогать ей, конечно, буду! Переживаю, как мы со всем управимся. Ребёнок еще не появился, а уже столько хлопот — дом подготовить, кроватку собрать...
— Попробую немного отвлечь вас от волнений и показать одно изображение, которое, надеюсь, вам понравится. В Третьяковской галерее, где я работаю, выставлена картина художника Дмитрия Жилинского. Сейчас найду её в интернете... Она называется «Утро». Вот, нашла. Посмотрите!
— В центре изображения — молодая мама, которая кормит новорождённого ребёнка. Справа от неё — детская деревянная кроватка, прикрытая занавеской. Рядом — корзина с бельём. Всё так обычно, просто, но, согласен с вами, в этой картине запечатлён счастливый момент.
— Художник Дмитрий Жилинский изобразил на полотне супругу, Нину, и крошечную дочку — Оленьку. Волосы Нины собраны в пучок, лицо и шея открыты, на щеках — нежный румянец. Она ласково склонилась к дочери, которую кормит грудью. Всё её внимание обращено к малышке.
— Чувствуется, что человек, который смотрит на маму и дочку, очень любит их. Как красиво он изобразил женщину. Это видно по чертам её лица. Тонкий аккуратный носик, изящный профиль...
— Да, это особенно заметно на фоне тёмной стены и довольно обыденной обстановки. Черты лица героини выделены солнечным светом начинающегося утра. Кажется, что лик молодой мамы и фигура малышки буквально сияют. И вы абсолютно верно почувствовали, что написаны героини с большой любовью. Дело в том, что период, момент из которого мы видим, был для художника особенно счастливым.
— Потому что у него появилась семья и ребёнок?
— Да, именно поэтому. Дмитрий Жилинский и его жена Нина жили тогда в так называемом «Красном доме» под Москвой. Его построили специально для людей творческих профессий с квартирами и мастерскими. Когда у художника появилась семья, он сам сделал пристройку к дому в виде мансарды. Своими руками собрал кое-что из мебели. Эту обстановку мы и видим на картине.
— Значит, за бытовыми деталями скрыта большая любовь и забота о своей семье.
— Да, о двух нежных и хрупких созданиях, созданных Богом — о матери и малютке.
— Которым нужна наша любовь, защита, поддержка. В этом, наверное, и заключается счастье — сделать счастливыми тех, кто рядом.
— Смирнов! У вас девочка! Поздравляю!
— О! Слава Богу!
— И я вас поздравляю от всего сердца! Дочка подрастёт — приходите всей семьёй к нам в Третьяковскую галерею. Расскажете супруге о картине художника Дмитрия Жилинского «Утро» и о том, как узнали о ней — в один из самых важных моментов в вашей жизни.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России