Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, что за чудеса? Я точно помню, что картина Аркадия Пластова «Ужин трактористов» выставляется в Третьяковской галерее. И вдруг я вижу её здесь, в Иркутском художественном музее! Неужели я что-то перепутала?
— Никакой путаницы, Маргарита Константиновна! Полотно «Ужин трактористов» действительно, представлено в двух экспозициях!
— Ах, да! Кажется, копия картины была создана при каких-то необычных обстоятельствах? Вы помните подробности этой истории?
— Помню, и с удовольствием поделюсь! Аркадий Пластов создал свою работу в 1951 году. Он запечатлел короткий вечерний отдых крестьян во время весенней страды. Тракторист и двое его детей, сын и дочь, ужинают прямо на поле. Трапеза проста — хлеб да молоко.
— Тёплый, сердечный живописный рассказ о трудных сельских буднях.
— Однако, на Всесоюзной выставке в Москве полотно попало под удар критики. Художника обвинили в мелкотемье в эпоху, цитирую, «великих свершений строителей коммунизма». И хотя Пластов к этому времени уже был академиком живописи, лауреатом Государственной премии, столичные музеи отказались от его работы. Картину отправили сюда, в Иркутск.
— И что же было дальше?
— А дальше к власти пришёл Хрущев, и в истории отечественного искусства настала так называемая оттепель. Власть позволила творческой интеллигенции обратиться к теме простого человека. На этой волне картина «Ужин трактористов» была экспонирована в Лондоне и имела успех. После международной выставки её поместили в Третьяковку.
— Прямо детектив, Андрей Борисович!
— С неожиданными поворотами! Несколько лет иркутская общественность добивалась возвращения полотна. В 1961 году оно вновь стало экспонатом музея, в котором мы сейчас находимся. А для Третьяковской галереи Аркадий Пластов повторил работу «Ужин трактористов».
— Чему я несказанно рада. Произведение великолепное!
— У этого произведения множество неоспоримых достоинств! Глядя на полотно, трудно остаться равнодушным. Почти физически ощущаешь запах земли, свежей травы, молока и хлеба. А в этих ароматах заключено дыхание самой жизни. Невольно вспоминается заповедь возделывать Рай, полученная Адамом от Бога при сотворении мира.
— Какая неожиданная мысль!
— Мне она кажется очевидной. Я полагаю, Аркадий Пластов осознанно стремился придать своей работе библейское звучание. Этому замыслу служит и закатное солнце, подсветившее пейзаж почти иконописной позолотой, и центральная фигура девушки в ослепительно белой, словно ангельской, одежде.
— И кувшин с молоком в её руках! Мальчик пристально смотрит, как сестра наливает в плошку питательную влагу, и как будто изумляется. Ты разделяешь его восторг, и вот уже происходящее предстаёт тебе чем-то невероятным, выходящим за рамки обыденности.
— Чудом! И ведь, по сути, так и есть. Пятидесятивосьмилетний Аркадий Пластов, переживший войну и сталинские застенки, осознавал, что мирный погожий день, молоко и хлеб — это бесценные Божии дары. «Ужин трактористов» — картина-благодарение.
— И так радостно разделить с художником эту благодарность!
Картину Аркадия Пластова «Ужин трактористов» можно увидеть в Иркутском художественном музее имени Владимира Сукачёва
Все выпуски программы: Краски России
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России