Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Можем ли мы любить Христа так же самоотверженно, как героини картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»? Эти святые женщины, взяв с собою миро, пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить тело своего Учителя, несмотря на риск оказаться преследуемыми иудеями.
— Маргарита Константиновна, а сфотографируйте меня, пожалуйста, вот здесь, на фоне этих огромных камней на берегу.
— Конечно, Наташа. Сейчас, минутку... (звук фотоаппарата на телефоне) Готово! Красивый кадр получился. И тебе очень к лицу это легкое белое платье. Ты напоминаешь мне ангела с картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы».
— Что-то я не помню такую картину... Она у вас в Третьяковской галерее находится?
— Да. Сейчас я её найду в интернете. Подожди секунду... Хорошо, что у меня здесь ловит интернет... Вот она, смотри! Художник написал её в 1889 году.
— Конечно! Я вспомнила эту картину. Справа ангел, который сидит на огромном камне, а слева — две женщины. Они тихонько пробираются к камням. Вокруг кромешная тьма, и только небольшой огонёк свечи виден в руках идущих. Это Евангельский сюжет, да?
— Верно. Михаил Нестеров изобразил жён-мироносиц — учениц Христа, которые пришли к Его Гробу, чтобы по восточному обычаю умастить бездыханное тело своего Учителя ароматным маслом — миром.
— Одной из жён-мироносиц была Мария Магдалина, как я помню?
— Да. А ещё ко Гробу Спасителя пришли Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария... Мы не знаем точно, сколько их было. Но, очевидно, эти женщины были смелыми и мужественными.
— Мужественными?
— Конечно. Ведь они могли поплатиться за этот поступок. Ученики Христа опасались за свою жизнь — и неспроста. Иудеи преследовали их. Посмотри на картину «Жёны-мироносицы». Нестеров изобразил женщин в темноте, ещё до восхода солнца. Время их прихода, а также позы говорят о том, что они пробирались ко Гробу с опаской, осторожно.
— Но зачем же было так рисковать, если уже ничем не помочь Христу?
— Жёнами-мироносицами двигала любовь, Наташа.
— Думаю, для них это была огромная потеря — утрата своего учителя...
— Без сомнения! Особенно это видно на картине по выражениям их лиц, едва различимым при свете свечи. Женщины пребывали в глубокой печали. Они плакали. Но у входа в пещеру встретили ангела в сияющих белых одеждах. «Что ищете Живого среди мёртвых? — спросил посланник Божий, — Его нет здесь. Он воскрес». Так сказано в Евангелии.
— Лик ангела спокоен, умиротворён, сияет так ярко! Будто художник не красками его написал, а солнечным светом.
— Михаил Нестеров использует контраст. На фоне жён-мироносиц в чёрных одеждах, съёжившихся от горя и страха, на фоне тёмного неба, ангел, написанный светлыми красками, выглядит светящимся во тьме. Это создаёт ощущение робкой, но уже свершившейся радости — Воскресения Христова.
— И совсем скоро жёны-мироносицы вытрут слёзы и устремятся поскорее рассказать апостолам и всем вокруг невероятную весть о том, что Христос Воскрес! А ведь получается, что ученицы Христа, как и ангел, — посланники Божии!
— Конечно! Поэтому Церковь и причислила их к ликам святых. А Марию Магдалину, например, прославили как равноапостольную, то есть равную апостолам. Она несла людям Слово Божие, прославляла имя Христово.
— И не боялась! Мне бы тоже хотелось иметь в себе хоть каплю такого мужества, веры и любви, какая была у учениц Христа. Как здорово, что вы вспомнили о картине «Жёны-мироносицы», Маргарита Константиновна. Замечательная работа!
— Мы с тобой снова сможем увидеть её у нас в Третьяковской галерее, Наташа, когда вернёмся из путешествия.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России