Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Сможем ли мы быть верными Господу до конца? Как, например, святая Мария Магдалина? Клод Лоррен изобразил святую как исцелённую Христом женщину, его смелую и самоотверженную ученицу. «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» хранится в Испании, в музее Прадо.
— Андрей Борисович, взгляните-ка, что за прекрасная долина раскинулась между скал!
— Маргарита Константиновна, вы правы, вид роскошный! Неожиданно у подножия Кавказских гор перед нами открылся пейзаж с полотен Айвазовского или Куиднжи... Давайте поразмышляем, на какую картину может быть похож этот вид...
— Над подумать... Вид долины среди скал, огромные деревья, будто вырастающие из каменной породы, и озеро вдалеке... На ум приходит полотно замечательного французского художника Клода Лоррена «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной».
— О, неожиданно!
— Да, Андрей Борисович. Я недавно пересматривала каталог этого художника эпохи Возрождения и, можно сказать, заново его для себя открыла. Я впервые нашла среди его работ образ Марии Магдалины, особенный, отличный от того, как эту святую видели другие западноевропейские художники. И конечно, меня впечатлили его пейзажи. Они у него одухотворённые, величественные...
— Пока вы рассказываете, я уже нашёл в интернете «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной». Он написан в 1637 году. Действительно, впечатляет... Могущественные эвкалипты возвышаются слева и справа от основного действа. В центре изображения мы видим фигуру Марии Магдалины, стоящей на коленях. На фоне огромных деревьев она кажется маленькой и хрупкой. Её поза полна раскаяния...
— Обратите внимание, Андрей Борисович, мастер изображает святую в ореоле света. Будто лучи восходящего солнца падают на скромное одеяние героини, на её руки и лик.
— И лик её спокоен. Она сосредоточена на молитве.
— Именно! Хотя в западноевропейской живописи принято изображать её в сокрушающемся состоянии, и даже в исступлении, как у Тициана, например.
— Получается, Мария Магдалина Клода Лоррена — близка, скажем так, к православному пониманию этого образа.
— Да... Это исцелённая Христом женщина, Его верная, храбрая и самоотверженная ученица. Которая повела себя мужественнее апостолов. Когда, как сказано в Евангелии от Матфея, «все ученики, оставив Его, бежали», она не покинула своего Учителя. Мария Магдалина была рядом в минуты страданий Господа на кресте...
— Сопровождала перенесение Его тела ко гробу...
— А затем с другими ученицами Спасителя пришла воздать Ему последнюю почесть — по еврейскому обычаю умастить тело миром и благовониями.
— Судя по всему, она была человеком цельным и храбрым...
— При этом хрупкая женщина, какой изобразил её Клод Лоррен, с большим искренним сердцем... Ну вот, Андрей Борисович, вид, что открывался перед нашим взором, сменился. Теперь, когда небо стемнело, перед нами уже вечерний пейзаж с горящими вдали огнями небольшого города.
— А разговор наш с вами о работе художника Клода Лоррена теперь никуда не денется — он останется в моей памяти... Где же находится оригинал картины «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»?
— В Испании, Андрей Борисович, в музее Прадо. Когда вернёмся из путешествия, я подарю вам каталог произведений Клода Лоррена. Вам понравится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM