Овиновская икона Божией Матери названа по фамилии русского боярина Ивана Овинова. Он родился в четырнадцатом веке в Новгороде. Имел обширные владения близ города Галича под Костромой. В пределах вотчины Овинова, на берегу Галичского озера, находился монастырь, посвящённый Николаю Чудотворцу. Благочестивый боярин заботился об этой обители.
В начале пятнадцатого века Иван пожелал возвести новый храм на монастырской территории. Выбирая в молитвенном сосредоточении место для строительства, он увидел двух юношей. Они поднесли боярину икону Успения Божией Матери и выразили пожелание посвятить ей будущий храм. Овинов с благоговением принял подарок. Образ был настолько хорош, что боярин не мог оторвать от него взгляд. Когда же Иван поднял глаза, юношей уже не было. Он понял, что получил икону Успения Богородицы от ангелов.
Образ стал главной святыней построенного боярином храма. Церковь освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Николаевскую обитель переименовали в Успенскую. В пятнадцатом веке здесь подвизался преподобный Паисий Галичский. После его кончины и прославления в лике святых монастырь получил название Паисиево-Галичский Успенский. Так он именуется и поныне.
Образ Успения Богородицы, чудесно обретённый Иваном Овиновым, был утрачен в Смутное время семнадцатого века. После этого в обители стали почитать ещё одну икону с названием Овиновская, иного содержания. Божия Матерь изображена на ней стоящей в полный рост рядом с царским троном, с Младенцем на руках. В правой части композиции видны крепостные стены Галича и строения Паисиево-Галичской Успенской обители. То есть, Небесная Заступница представлена на изображении Покровительницей города и монастыря. Было написано одновременно несколько Овиновских икон подобной иконографии, и затруднительно сказать, какая из них является первообразом. Один из самых древних списков хранится в Успенском соборе Паисиево-Галичского монастыря.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Посвящение Богу. Ольга Кутанина
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема