Николай Третьяков (сын Сергея и племянник Павла Третьяковых, основателей знаменитой галереи) изобразил на картине «Утром на даче» свою семью: жену, сына, няню и дочку с собакой. Эта семейная идиллия вызывает самые тёплые чувства и воспоминания.
— Андрей Борисович, не верю своим глазам! Давненько вы не заходили к нам в Третьяковскую галерею! Рада видеть вас, мой друг!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна! Наверное, полгода, не меньше прошло с тех пор, как был здесь в последний раз. Смотрю — ничего не изменилось, мои любимые работы на своих местах. Подождите-ка, а вот эту картину я что-то раньше не видел. Николай Третьяков, «Утром на даче».
— Андрей Борисович, она была в другом зале. А вообще эта картина экспонируется здесь с 1896 года. С того момента, как сам автор, Николай Сергеевич Третьяков, принёс её в дар галерее.
— Николай Сергеевич? Как я понимаю, он сын одного из основателей Третьяковки?
— Да-да, именно так. Он служил юристом и, как все Третьяковы, занимался общественной деятельностью. Участвовал в организации покровительства бедным.
— Судя по картине «Утром на даче», он был ещё и замечательным художником.
— Николай Сергеевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Поленова. Дружил с художниками Валентином Серовым и Ильёй Остроуховым, который в письмах ласково называл его «Третьякаша». А картина «Утром на даче» и в самом деле премилая.
— На ней изображена семейная идиллия в саду, за чаепитием. За столом, накрытом кружевной белоснежной скатертью, сидят две женщины, маленький мальчик и девочка постарше. А на переднем плане я вижу собаку. Она устроилась на стуле как полноправный член семьи. Сидит довольная!
— Художник изобразил на полотне свою семью. Слева — его супруга, Александра Густавовна. Позади — маленький сын Серёжа. Справа — дочь Александра с няней. Саша кормит собаку с руки, а все улыбаются этому. И обратите внимание, как нежно, с любовью смотрит на своих детей супруга художника! Она излучает счастье!
— Верно, счастливая семья! Они радуются погожему летнему дню и возможности неспешно вместе попить чайку, пообщаться друг с другом. Ах, как же мне эта картина нашу дачу напоминает под Тверью!
— Помню-помню, Андрей Борисович! Мы с вами в прошлом году туда ездили. Вы ещё тогда рассказывали о своей собаке, Арчи.
— Да, мой любимый Арчи... Когда я был мальчишкой, мы с родителями ездили на дачу, и непременно брали его с собой. Он везде сопровождал нас! За грибами, на озеро купаться... Какое счастливое время! Потом мы все возвращались домой, мама накрывала стол в саду, под яблонями — и мы всей семьёй подолгу пили чай с яблочным джемом... А добрый пёс Арчи в это время ложился под столом у наших ног и мирно дремал.
— А ещё, как я помню, вы иногда угощали его под столом печеньем и мягким хлебом.
— Да, было и такое... Вспоминаем о нём с теплотой и любовью. Это был наш добрый друг. С ним связаны лучшие воспоминания из детства.
— Детские воспоминания согревают нас, уже повзрослевших, всю жизнь! И дети Николая Третьякова, тоже, я уверена, с любовью хранили в сердце эти моменты.
— А известно ли вам, как сложилась жизнь детей Николая Третьякова? Кем они стали?
— Сын Сергей окончил физико-математический факультет Московского университета, женился на Наталье Саввишне Мамонтовой, дочери мецената, вместе они после революции эмигрировали во Францию, где Сергей Николаевич был одним из руководителей русского комитета помощи голодающим.
— А что известно о дочери? Саше?
— Александра Николаевна, повзрослев, вышла замуж и уехала в Кострому. Там была членом общины сестёр милосердия, занималась благотворительностью, опекала рабочих Костромской льняной фабрики, которые даже спустя много лет после кончины Александры вспоминали о ней с благодарностью.
— И этот крепкий фундамент доброты заложили в своих детей Николай и Александра Третьяковы.
— Мудрые любящие родители. И ведь для того, чтобы заложить этот фундамент, совсем не обязательно быть состоятельным человеком, предпринимателем, промышленником...
— Просто внимательными быть к родным и не жалеть для них своего времени и любви.
— И тогда дети будут вырастать счастливыми, храня в сердце светлые воспоминания о душевных семейных посиделках. Как вы, Андрей Борисович, и герои картины Николая Третьякова «Утром на даче».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM