Протоиерей Олег Врона, настоятель храма Николая Чудотворца в столице Эстонии Таллине, четыре года служил диаконом в Пюхтицкой Успенской обители — монастыре Русской Православной Церкви на северо-востоке Эстонии. «Пюхтицы» с эстонского переводится как «святое место». Воспоминаниями об атмосфере и людях дорогого его сердцу Пюхтицкого монастыря, протоиерей Олег Врона делится с читателями на страницах книги «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Первая встреча батюшки с Пюхтицами произошла в 1978-м году. Отец Олег рассказывает, как на первой седмице Великого Поста, поздним вечером, он впервые вошёл в ворота Пюхтицкой обители. Надвратная монастырская башня была красиво подсвечена и выглядела таинственно; а за ней в полумраке виднелись мощные купола Успенского собора и монастырские строения. Автор переступил порог обители 23-летним парнем. И именно в её стенах стал сначала диаконом, а потом и священником. О самом себе отец Олег в книге рассказывает немного. Его внимание сосредоточено на тех, с кем в Пюхтицах ему посчастливилось бок о бок служить Господу.
Этих непридуманных персонажей, благодаря лёгкому и яркому литературному слогу батюшки, мы видим словно воочию. Вот, например, послушница Мария — управляющая монастырской гостиницей. Она стала первой, с кем отцу Олегу довелось пообщаться в монастыре. Позже он узнал её историю. Когда-то Мария жила в небольшом селе. И с юных лет хотела посвятить себя Богу. Однако родители были против, а ослушаться их Мария не могла. Когда отец и мать скончались, к Марии посватался жених. И всё у молодых людей начало складываться. Но парня призвали в армию. Мария, ожидая его возвращения, стала помогать бедным и больным. Однажды мать жениха не выдержала и написала сыну в армию: мол, Маша твоя собирает у себя дома нищих. И парень передумал жениться на Маше. Так Господь открыл ей путь в обитель, и Мария осуществила то, к чему всегда лежала её душа — стала монахиней.
Ещё об одной Марии из Пюхтицкой обители узнаем мы из книги протоиерея Олег Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы» — о первой схимонахине, которую батюшке, а тогда ещё — молодому человеку по имени Олег — довелось увидеть. В детстве будущая схимница чуть не потеряла ногу из-за опасного заболевания. Врачи ничем не могли помочь девочке. И тогда родители обратились к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он помолился, благословил ребёнка, и сказал, что девочка поправится, но всю жизнь будет немного хромать. Так оно и произошло. Автор признаётся, что, узнав эту историю пожилой схимонахини Марии, с тех пор всегда смотрел на её прихрамывающую походку как на чудо.
На страницах книги отец Олег делится тёплыми воспоминаниями о своих встречах с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), широко почитаемым старцем ХХ века и митрополитом Алексием — будущим Патриархом Алексием Вторым. Рассказывает о паломничествах на Валаам и остров Залит к старцу Николаю Гурьянову. А читатели, в свою очередь, совершат мысленное паломничество в Пюхтицкий монастырь и познакомятся с его обитателями на страницах книги протоиерея Олега Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Протоиерей Олег Врона. «Мои Пюхтицы и приходские рассказы»
- Константин Буфеев. «Животные рядом со святыми»
- «Христов братец»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Посвящение Богу. Ольга Кутанина
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема