1 Бог Богов, Господь возглаголал,
и призывает землю,
от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты,
является Бог.
3 Грядет Бог наш, и не в безмолвии:
пред Ним огонь поядающий,
и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо
и землю, судить народ Свой:
5 «Соберите ко Мне святых Моих,
вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его;
ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить;
Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя:
Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя;
всесожжения твои всегда предо Мною.
9 Не приму тельца из дома твоего,
ни козлов из дворов твоих;
10 ибо Мои все звери в лесу,
и скот на тысяче гор.
11 Знаю всех птиц на горах,
и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе;
ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
13 Ем ли Я мясо волов,
и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу,
и воздай Всевышнему обеты твои.
15 И призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог:
«что ты проповедуешь уставы Мои
и берешь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Мое,
и слова Мои бросаешь за себя?
18 Когда видишь вора, сходишься с ним,
и с прелюбодеями сообщаешься.
19 Уста твои открываешь на злословие,
и язык твой сплетает коварство.
20 Сидишь и говоришь на брата твоего,
на сына матери твоей клевещешь.
21 Ты это делал, и Я молчал;
ты подумал, что Я такой же, как ты.
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои (грехи твои).
22 Уразумейте это, забывающие Бога,
дабы Я не восхитил — и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня,
и кто наблюдает за путем своим, тому
явлю Я спасение Божие».
Михаил Щепкин
Русский театр — такой, каким мы знаем его сегодня — начался с Михаила Семёновича Щепкина. Современные театроведы называют его основоположником отечественной актёрской школы. Им восхищался Гоголь; критик Белинский называл его игру образцом непревзойдённого сценического искусства, которое заставляет зрителей трепетать. А драматург Квитка-Основьяненко писал: «Таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится». Этим своим талантом самородка Михаил Семёнович всю жизнь щедро делился с людьми.
Когда Щепкину исполнилось 8 лет, в 1796-м году, он впервые посмотрел представление любительского театра. Михаил родился крепостным и оставался им до 34 лет. Его хозяином был граф Волькенштейн. В имении графа он и увидел свой первый в жизни спектакль. Позже в мемуарах Щепкин писал: «В тот вечер решилась вся будущая судьба моя». В 11 лет он сам впервые вышел на сцену. Это был ученический спектакль. Ставили комедию Сумарокова «Вздорщица». Мише досталась роль слуги по имени Розмарин. А в 1805-м 17-летний Михаил дебютировал уже на большой сцене — в Курском драматическом театре. В составе его труппы Щепкин прослужил десять лет. Благодаря незаурядному таланту Михаил быстро стал ведущим актёром театра. Но при этом нисколько не заносился, а называл себя смиренным слугою артистов. Для своих коллег он переписывал тексты ролей, нередко выручал, выходя вместо них на сцену, если они забывали текст; бывало, даже подменял суфлёра, когда тот болел.
В 1822-м году Щепкина пригласили в труппу Малого театра. На его сцене он оставался до конца жизни. Городничий в гоголевском «Ревизоре» и Подколёсин в «Женитьбе», Барон в пушкинском «Скупом рыцаре» — Михаил Семёнович блистал в современных пьесах того времени. Многие драматурги создавали произведения специально «под Щепкина», желая только его видеть в образе главных персонажей. Для своего времени Щепкин стал настоящим новатором — он максимально приблизил актёрскую игру к жизни. В театре середины XIX-го века актёры лицедействовали: произносили реплики неестественными, громкими голосами, слова сопровождались вычурными жестами. Михаил Семёнович играл по-другому. Своё правило он формулировал так: «на сцене не представляться, а влезть в шкуру действующего лица так, чтобы между ним и тобой нельзя было иголки просунуть». Впоследствии этот постулат положил в основу своей знаменитой системы Константин Станиславский.
Михаил Семёнович служил людям не только своим актёрским талантом. Он и в жизни был отзывчивым и сострадательным человеком. Литературовед Александр Афанасьев говорил о Щепкине: «Великие слова Христовой заповеди о любви к ближнему он перевёл прямо в жизнь». Михаил Семёнович с готовностью помогал знакомым и незнакомым людям. Однажды во время гастролей актёр проезжал на пароме через реку, и увидел двух тонущих мужчин. Щепкин прыгнул в воду и с большим трудом, сам едва не утонув, вытащил обоих на берег. Дошла до нас и история о том, как Михаил Семёнович помог своему знакомому Пантелею Ивановичу. Как-то раз Щепкин встретил его на улице, и не узнал: оборванный, словно нищий, Пантелей Иванович шёл в сопровождении полицейского. Оказалось, что он влез в большие долги. Выплатить не смог; у него конфисковали имущество и теперь вели в долговую тюрьму. Щепкин погасил долги знакомого, устроил его в своём доме и определил на работу в театр с хорошим жалованьем. Щепкин признавался, что вдохновлялся образом Пантелея Ивановича, играя Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок» — человека хотя и оступившегося, но в котором теплится святая искра и который поэтому способен подняться и выйти на прямой путь.
Щепкин нёс своё актёрское служение до последнего вздоха. В 1863-м году в Ялте на приёме у князя Воронцова он читал перед гостями «Мёртвые души» Гоголя. Внезапно Михаилу Семёновичу стало плохо. Его отвезли в гостиницу, а через три дня он скончался. Отпевали актёра в ялтинском соборе святителя Иоанна Златоуста. Щепкин любил повторять: «Надо играть так, чтобы был виден человек». В нём самом люди всегда видели человека — чуткого, милосердного, доброго.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола
Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о мытаре и фарисее». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Тим.3:10-15) и Евангельского (Лк.18:10—14) чтений в неделю о мытаре и фарисее, о днях памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, преподобного Ефрема Сирина, вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также о празднике Сретения Господня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица