Тем, кто хоть раз побывал на ночной пасхальной службе, наверняка знакомо необъяснимое ощущение внутреннего ликования. Когда после крестного хода все собираются у закрытых дверей храма и священник возглашает «Христос воскресе!». Тогда двери открываются, прихожане заполняют храм, и молчаливое трепетное ожидание Воскресения Христова сменяется общей радостью прихожан. Кульминацией ночной пасхальной службы является Пасхальный канон, церковное песнопение, состоящее из нескольких песней и исполняемое на каждом вечернем богослужении до Праздника Вознесения. Автор Пасхального канона — Иоанн Дамаскин, философ и богослов, почитаемый в лике преподобных.
Пасхальный канон состоит из восьми песней, пронумерованных с 1-й по 9-ю. 2-я песнь отсутствует, потому что в соответствии с богослужебным уставом вторая песнь любого канона носит особый покаянный характер и исполняется только во время Великого поста.
Каждую из восьми песен Пасхального канона предваряют особые припевы, или ирмосы, прославляющие Воскресение Христово.
Давайте попробуем разобраться, о чём эти песнопения:
Первый ирмос звучит так: «Воскресения день! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привёл нас, поющих песнь победную».
Вот как первый ирмос звучит на церковнославянском языке: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Послушаем первый ирмос Пасхи в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
В третьем ирмосе Пасхального канона выражена мысль, отсылающая к древнему чуду, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извёл воду из скалы. Подобно и из каменного гроба Христа истекает источник нетления. Четвёртый ирмос отсылает нас к видению пророка Аввакума, которое автор канона связал с явлением Ангела, возвещающего о Воскресении Христовом. Пятый ирмос напоминает о женах-мироносицах, женщинах, рано утром пришедших ко Гробу воскресшего Христа. В шестом ирмосе Иоанн Дамаскин соотносит погружение пророка Ионы на дно морское с сошествием Христа во ад, а освобождение пророка из чрева кита спустя три дня — с Воскресением Христовым. Седьмой и восьмой ирмосы отсылают нас к образам трёх еврейских юношей — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь за непоклонение языческому идолу. Чудо их сохранения невредимыми в огне раскалённой печи автор канона соединяет с темой Воскресения Христова. В девятом ирмосе преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает день Воскресения Христова с плодом винограда от нового урожая и призывает вкусить от него. Приглашает всех приобщиться Христову Царству.
Предлагаю вместе послушать ирмосы Пасхи в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.