На субботней вечерней службе, приблизительно в её середине, перед чтением Евангелия, в храмах поются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности эти песнопения исполнялись антифонно, — в буквальном переводе с греческого «звуком напротив», то есть поочередно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые вошли в церковный устав как степенные антифоны. Или просто — степенны.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Их так и называют — «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Отличаются они между собой мелодией и текстом и сменяют друг друга от недели к неделе.
Степенна второго гласа, о которой мне хотелось бы рассказать, начинается такими словами: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца...»
Давайте попробуем разобраться, о чём этот степенный антифон, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст первой части песнопения такой: «На небо устремляю очи сердца моего, — к Тебе, Спаситель, — спаси меня Твоим сиянием». По-церковнославянски это звучит так: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца,/ к Тебе́, Спа́се,// спаси́ мя Твои́м осия́нием».
Давайте послушаем первый фрагмент:
Текст второй части песнопения такой: «Помилуй нас, всякий час во многом согрешающих пред Тобою, о, Христе мой, и прежде кончины укажи пути покаяния пред Тобою». По-церковнославянски строчка звучит так: «Поми́луй на́с согреша́ющих Тебе́/ мно́го, на вся́кий ча́с,/ о Христе́ мо́й,/ и да́ждь о́браз пре́жде конца́// пока́ятися Тебе́».
Послушаем вторую часть:
Текст третьего фрагмента такой: «Святому Духу подобает царствовать, освящать, приводить в движение творение; ибо Он — Бог, единосущный с Отцом и Словом». По-церковнославянски строчка звучит так: «Свято́му Ду́ху,/ Е́же ца́рствовати подоба́ет,/ освяща́ти, подвиза́ти тва́рь:/ Бо́г бо е́сть, Единосу́щен Отцу́// и Сло́ву».
Давайте послушаем третью часть:
Содержание этого антифона является ответом на текст 122-го псалма царя Давида. Автор песнопения, праведный Феодор Студит, обращается к Богу со смирением и просит указать ему путь покаяния перед Ним «прежде кончины». А ведь, если задуматься, это действительно трудная задача: найти свой путь покаяния. Как хорошо нам видны грехи окружающих людей и насколько трудно просматриваются грехи собственные. Но с Богом всё возможно. И Он обязательно поможет тому, кто искренне обращается к Нему, постепенно, ступень за ступенью, двигаться вверх, в правильном направлении.
Давайте вместе послушаем степенный антифон второго гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.