1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Практически в каждом из нас живёт желание найти своё место в этой жизни. Понять, к чему же я призван и чего от меня ожидает Бог? Однако далеко не всегда мы понимаем, что необходимо для этого сделать. Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Начинает апостол Павел в прозвучавшем сейчас отрывке с рассуждения о законе. Зачем закон нужен человеку? Ответ очевиден. Предписания закона указывают на те границы, выйдя за которые, мы рискуем потерять человеческий облик и скатиться в скотоподобное состояние. То есть нормы закона — это внешний ограничитель. Они сдерживают порывы нашей нездоровой природы. Не дают нам разрушать себя и тех, кто нас окружает. Именно поэтому закон в первую очередь нужен для человека, который не чувствует границ. Для праведника он не нужен. Праведник и так действует в рамках закона. У него есть навык законопослушности. И он чувствует те пределы, за которыми начинается область безнравственного и деструктивного. Всякая религиозная жизнь начинается со следования нравственному закону.
Однако цель духовного пути заключается не в том, чтобы стать законопослушным членом общества. Причина проста. Порядочность не даёт душе окончательного удовлетворения. Понятия «законопослушный» и «наполненный жизнью» могут пересекаться, но они не тождественны. Есть нечто более глубокое, чем игра по правилам и законам общества. Именно об этом апостол Павел говорит во второй части прозвучавшего отрывка из послания к Тимофею.
Апостол рассказывает о том, как стал христианином. Сначала он был исполнителем иудейского закона. С точки зрения нравственности той культурной среды Павел был безупречен. Для многих своих собратьев-фарисеев он являлся образцом ревности и благочестия. Он был хранителем веры и традиционного уклада жизни общества. Благонадёжный, законопослушный, сознательный гражданин. Однако полноту жизни Павлу дал не закон. Душевный мир и покой он обрёл лишь тогда, когда встретил Христа. Павел так описывает это событие: «благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно». В свете этого опыта апостол пересмотрел прошлую жизнь. И ему открылось, что несмотря на то, что окружающие люди восхищались его добродетелями, в глазах Бога он был «хулитель, и гонитель, и обидчик».
Духовная биография апостола — это ориентир для каждого из нас. Всем тем, кто ищет Бога, естественно начинать свою духовную жизнь с исполнения нравственных требований закона. Как говорил об этом преподобный Амвросий Оптинский, «жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение». Однако важно помнить, что цель нашей жизни не в том, чтобы стать хорошими для людей. О каждом из нас у Бога есть свой замысел. У каждого из нас в Его замысле есть своё предназначение. И вот это предназначение мы и должны найти и последовать ему.
Где же искать это предназначение? Апостол Павел даёт сегодня понять, что искать его не надо. Ведь, как он утверждает, благодать открылась в нём самом. Иными словами, наше предназначение уже живёт в нашем сердце. Это словно изначальный код, с которым мы родились на свет. Ведь каждый из нас — это образ Творца. А, следовательно, связан с Ним незримой пуповиной. Апостол Павел прямо говорит об этом в послании к Филиппийцам: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Наша задача заключается в том, чтобы научиться слышать в себе внутренний голос. Научиться ему внимать. И начинаем мы с простого. Мы понуждаем себя исполнять Евангелие, участвовать в церковных таинствах, служить окружающим людям и прислушиваться. Прислушиваться к тому, что говорит мне моё сердце. То есть вести внимательную внутреннюю жизнь. Если мы сосредоточим на этом всё своё внимание, направим на это все силы своей души, то Бог в своё время явится нам, как явился апостолу Павлу. И в этом свете мы отчётливо и ясно увидим, что Господь всегда говорил с нами, и каждую минуту своей жизни мы слышали, кто мы, к чему призваны и в чём наше предназначение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
«Дети и музыка». Анатолий Кисляков
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, Заслуженный артист России Анатолий Кисляков.
Разговор шел о том, как занятия музыкой и хоровым пением влияет на детей, как воспитывается музыкальный вкус и как это может пригодиться во взрослой жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Благодарный. Храм Александра Невского
Город Благодарный в Ставропольском крае до 1971 года считался селом. На его территории действовало несколько церквей. Из них до наших дней сохранился лишь храм во имя Александра Невского, возведённый в 1894 году. Он был украшен с особым великолепием. Святые образы для пятиярусного позолоченного иконостаса выполнили столичные мастера. Звонница трёхъярусной колокольни славилась сладкозвучием. К сожалению, и колокола, и иконы уничтожили безбожники после революции 1917 года. Церковь несколько лет использовали как зернохранилище. Она вновь стала действующей в годы Великой Отечественной войны, когда многие сердца обратились к Богу. С тех пор храм Александра Невского не закрывался. Верующие заботятся о его благообразии. Так, в 2016 году прихожане обновили купол на колокольне, а в 2024-ом благоустроили церковный дворик. Храм Александра Невского без сомнения можно назвать историческим символом города Благодарный.
Радио ВЕРА в Благодарном можно слушать на частоте 101,2 FM