На вечернем богослужении в подготовительные недели перед Великим постом можно услышать песнопение «На реках Вавилонских». В его основе — текст 136-го псалма царя и пророка Давида, который повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
В переводе с церковнославянского на русский язык первая часть молитвы звучит так: «На реках Вавилонских сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песен, и притеснители наши — веселья: "Пропойте нам из песен Сионских!" Как нам петь песнь Господню на земле чужой?»
В прозвучавшем фрагменте песнопения речь идёт об пленённых иудеях, тоскующих о Родине. Давайте послушаем первую часть песнопения на церковнославянском языке:
Дальнейший текст молитвословия таков: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня рука моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомским день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его"».
Упоминаемые в тексте песнопения «сыны Едомские» — это идумеи, ближайшие родственники иудеев. Благополучие израильтян всегда было предметом зависти для них. Библия свидетельствует о том, что во время захвата Иерусалима вавилонянами именно идумеи сожгли Иерусалимский храм.
Послушаем вторую часть песнопения на церковнославянском языке:
Последние строки песнопения «На реках Вавилонских» в своём буквальном смысле ужасны и жестоки: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!».
Послушаем третью часть песнопения:
Под выражением «дочь Вавилона» подразумевается столица Вавилонского царства, погрязшая в пороках. А дети её — это греховные помыслы. Поэтому блажен тот, кто сможет увидеть свои грехи и покаяться в них — образно говоря, «разбить о камень», пока они не возросли до страстей. А камень — это вера Христова.
Предлагаю послушать сокращённую версию песнопения «На реках Вавилонских» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.