Из всех цветов мира больше всего я люблю васильки. Нежные и прекрасные, они олицетворяют для меня жизнь, радость, пробуждение после долгого зимнего сна. И именно благодаря василькам произошла одна чудесная история, которую я хочу вам рассказать.
А дело было так. В один солнечный майский день я поднималась по лестнице из подземного перехода и вдруг увидела на выходе сухонькую старушку, торговавшую васильками. Бабушка тяжело переступала на уставших ногах и тонким голосом просила прохожих купить цветы. Было видно, что она уже давно томится на этом месте, изнемогая под жарким солнцем.
— Купите цветочки! — Взмолилась старушка при виде меня.
Я остановилась. У меня не было наличных денег, и я спешила на работу. Но эта бабушка выглядела такой уставшей и несчастной, что я не смогла ей отказать.
— Вы знаете, я возьму один букетик. Но мне нужно дойти до банкомата, — объяснила я ей.
Глаза старушки радостно заблестели, и она пообещала, что выберет для меня самый свежий и пышный букет. А я отправилась обратно в подземный переход, где, как мне помнилось, стоял банкомат. Но, вставив банковскую карточку в специальный разъем, я увидела на экране надпись: «В настоящее время для выдачи доступны только двести рублей». Букет же стоил триста пятьдесят. Подумав, я решила попробовать снять два раза по двести, но не тут-то было. Банкомат послушно выдал мне первые две купюры, а затем электронная машина сообщила, что временно приостанавливает обслуживание.
В растерянности я стояла, сжимая в ладони бесполезные теперь двести рублей. На букет не хватало, а других банкоматов поблизости не было. Представила, как усталая, всё утро простоявшая на ногах бабушка перебирает сейчас свои васильки, отыскивая для меня букет посвежее. А я не могу заплатить. Стало совсем грустно. Но тут за моей спиной раздался низкий мужской голос:
— Девушка, а банкомат не работает, да?
Я обернулась. Мужчина в деловом костюме вертел в руках банковскую карту и озадаченно глядел на темный экран.
— Да, — вздохнула я.
Мужчина внимательно взглянул на мое огорченное лицо.
— Сколько вам не хватает? — Неожиданно спросил он.
Я так удивилась, что в растерянности начала рассказывать про бабушку, васильки, отсутствие наличных. Незнакомец только улыбнулся:
— Так сколько?
— Вы хотите дать мне деньги на васильки? — Засмеялась я.
— А почему бы и нет? — И он протянул мне несколько купюр.
Смущенная и покрасневшая, я взяла его деньги, не сообразив сразу, что могу перевести ему эту сумму. Но он ничего не просил взамен и, кивнув напоследок, просто ушел.
Пребывая под впечатлением от такого неожиданного способа добычи наличных, я вернулась к своей старушке и отдала ей деньги этого мужчины. Взамен бабушка вручила мне чуть влажный букетик нежнейших васильков, и всю оставшуюся дорогу я любовалась их красотой.
Надо же, как Господь благословляет добрые дела! Он, видя, как эта старушка нуждается в деньгах, послал ей меня, которая так любит васильки. Но когда я не смогла за них заплатить, на выручку тут же пришел незнакомый человек. По сути, именно он помог этой бабушке, а я стала лишь промежуточным звеном цепочки, проявив доброе намерение. Вот так вот просто. Круговорот добра.
Удивительная валюта ‒ добро. Она никогда не иссякает, никогда не приходит в негодность, как электронный банкомат, и всегда находится при нас. Платите ею за всё, щедро делитесь добром с окружающими, как сделал тот мужчина. И тогда, совершенно неожиданно жизнь преподнесет вам букет самых прекрасных цветов, выросших на лужайке райского сада.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер