На полотне «Бабушкин сад» Василий Поленов запечатлел столичную усадьбу княжеской четы Юрьевых, флигель которой он снимал в 1877 году. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в жанре, наречённом критиками «пейзажем настроения».
— Маргарита Константиновна, вы случайно не знаете, где находится усадьба, которую изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад»?
— К сожалению, Наташенька, не находится, а находилась. Запечатлённый на полотне дворянский особняк располагался в Москве на углу Дурновского переулка, сейчас улица носит название Композиторская. Это совсем рядом со школой, в которой я преподавала у вас мировую художественную культуру.
— То есть, недалеко отсюда, от Третьяковской галереи?
— Относительно — минут сорок пешком.
— А кому принадлежал этот дом?
— Его построила в 1812 году княжеская чета Юрьевых, Николай Петрович и Степанида Гавриловна. Именно такими особняками в классическом стиле прирастала после войны с Наполеоном Москва, спалённая пожаром. Позднее усадьба принадлежала сыну Юрьевых, Александру — подполковнику русской армии, участнику движения декабристов. Исследователи предполагают, что старушка на картине Поленова — это супруга Александра Николаевича. А девушка, которая бережно ведет бабушку под руку — его внучка Елизавета Николаевна, в замужестве Баумгартен.
— Поленов был знаком с героинями картины?
— В 1877 году художник снимал флигель в усадьбе Юрьевых и очень любил этот уютный московский дворик.
— Усадьба очаровательная! Но на картине видно, как она обветшала. У парадных колонн осыпалась штукатурка, каменные ступени крыльца выщерблены. И сад неухожен. Деревья давно не обрезали, вдоль дорожки, по которой идут бабушка с внучкой, растут лопухи, иван-чай, репейник. Почему усадьба при живых хозяевах оказалась такой запущенной?
— Во второй половине девятнадцатого века многие дворяне обеднели. Причиной тому стала крестьянская реформа 1861 года, больше известная как отмена крепостного права. Если помещики не могли приспособиться к новым условиям — а таких было немало, то их барские имения вскоре теряли блеск. Часто хозяева разорялись, поместья продавали с молотка — эту тему блестяще раскрыл Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад».
— И картина «Бабушкин сад» тоже о трудностях дворян после крестьянской реформы?
— Едва ли Поленов хотел рассказать зрителям о проблемах своих квартирных хозяев. Он просто правдиво запечатлел летний день и городской пейзаж — согласись, исполненный очарования.
— Да, полотно буквально завораживает. Уму непостижимо, как художник придал ему такую притягательность!
— Мы видим здесь буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтую дорожку и голубое небо — всё это радует глаз и освежает душу. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в особом жанре, который критики назвали «пейзажем настроения».
— Но это настроение сложное. В нём переплетены ностальгия и надежда, горечь утрат и вера в то, что всё будет хорошо.
— Наташа, ты сейчас сформулировала мировосприятие Поленова. Он говорил, что искусство должно приносить счастье, подразумевая не сытую безбедную жизнь, а причастность к радостной вечности, то есть к Богу. Такое творческое кредо появилась у Василия Дмитриевича после того, как он в 1876 году побывал в качестве батального живописца на русско-турецкой войне.
— Как странно — ведь ужасы войны ожесточают сердце.
— А на Поленова они подействовали парадоксально. И его палитра, и душа стали светлее. Художник научился глубоко ценить такие привычные вещи, как безыскусная красота диких растений, архитектура родных мест, тёплые отношения с близкими. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину «Бабушкин сад». Она дышит любовью. К людям, к родине, к природе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
14 августа. Об истории Празднества Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы
Сегодня 14 августа. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Об истории праздника, — протоиерей Михаил Самохин.
14 августа. Об истории и духовном смысле праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста
Сегодня 14 августа. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Об истории и духовном смысле праздника, — священник Августин Соколовски.
14 августа. О духовном смысле Успенского поста
Сегодня 14 августа. Начало Успенского поста.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.