— Никитушка, как хорошо стало в твоей квартире после ремонта. Очень уютно, кухня даже стала казаться просторнее...
— Да, Маргарита Константиновна. Вот здесь, справа от окна я уже повестил икону, чтобы молиться перед едой. А над обеденным столом мне хочется хорошую репродукцию повесить. Что-нибудь яркое, праздничное, может быть, красивые блюда, или какое-то пиршество...
— Вариантов много... Но вот первое что приходит в голову — «Брак в Кане Галилейской», полотно 16 века. Сейчас найду его в интернете... Автор — итальянский художник Паоло Веронезе. Вот эта картина! Помнишь её?
— Картину не помню, но помню этот евангельский сюжет о претворении Христом воды в вино.
— Верно, Никита. На свадебном пиру в Кане Галилейской произошло первое из описанных в Библии чудес, которое совершил Христос. Об этом повествуется во второй главе Евангелия от Иоанна. Когда закончилось вино, Иисус Христос попросил наполнить шесть сосудов водою, после чего воду претворил в хорошее вино. Именно этот сюжет лёг в основу шедевра Веронезе.
— Работа впечатляет! За щедро накрытым столом восседает множество богатых, великолепно одетых людей. Слуги несут всё новые кушанья, музыканты играют на инструментах. А в центре, как я вижу, изображён Христос, а по правую руку от Него — Богородица.
— И обрати внимание, что художник изобразил Пречистую Деву не в праздничном одеянии. Её голову покрывает тёмный платок, что символизирует скорбные события, которые ждут Её впереди. О грядущих страданиях Христа говорит ещё одна деталь на картине. На балконе в верхней части полотна, прямо над головой Иисуса изображён человек, закалывающий ягнёнка.
— А о чём нам это говорит?
— Это символ жертвы Христовой, которую Он спустя некоторое время принесёт за весь род человеческий. Но до страшных событий ещё далеко, и в основе сюжета полотна всё же радостное событие — свадьба благочестивых людей, как можно догадаться, друзей Христа и Его Пречистой Матери.
— Но самих жениха и невесту я что-то на картине не вижу.
— Вероятно, молодые супруги — кто-то из ста тридцати двух героев, изображённых на холсте. Но художник не акцентирует на этом внимание.
— Ста тридцати двух, вы сказали? Воистину торжество так торжество!
— Да, Никита. Здесь и гости, и музыканты, и повара, и певчие, и шуты...
— А разве во времена Христа были шуты?
— Вопрос, как говорится, в самую точку! Дело в том, что Евангельский сюжет художник поместил в средневековую Венецию. Это видно и по одежде гостей, характерной для того времени и пространства, и по архитектурным деталям помещения, в котором происходит свадебный пир.
— Да, точно! Справа и слева от праздничного стола расположены величественные колонны, балюстрада, античные скульптуры...
— И некоторые герои картины — тоже венецианцы. И причём реальные исторические персонажи. А ещё в образах гостей художник изобразил правителей эпохи Возрождения — например, французского короля Франциска Первого, султана Османской империи Сулеймана Великолепного... В образе музыканта в белой одежде на переднем плане Паоло Веронезе изобразил самого себя.
— Да, работу он создал поистине монументальную! Я распечатаю картину в реальном размере, помещу в достойную раму и повешу прямо сюда, над обеденным столом.
— Никита, ты не сможешь распечатать её в реальном размере. Она огромна. Шириной около десяти метров. А находится это полотно в музее Лувр в Париже, и однажды мне даже довелось видеть его своими глазами, когда я была на стажировке во Франции. Шедевр занимает огромную стену в Лувре. Но вот уменьшенная копия будет смотреться на твоей кухне замечательно.
— Так я и сделаю. Всё-таки и евангельская история вдохновляющая, и картина праздничная, радостная! Пусть в моём доме всегда царит такое светлое настроение, как на картине «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе.
— И главное, пусть в твоём доме всегда пребывает Господь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России