— Всё! Завтра начинаю вкалывать. Работа секретная. Думаю, дело с космосом связано. Так что читайте газеты.
Кеша Четвергов, молодой человек без определённых занятий, не расстаётся с гитарой и горазд на всякие шутки. Судя по тому, что участковый милиционер знает Кешу как родного, шутки эти бывают весьма эксцентричными. Последней каплей стала разбитая стеклянная дверь подъезда, в которую Четвергов врезался на мопеде. После этого инцидента бдительные общественники решают принять в отношении бездельника решительные меры. Историю о секретной работе, связанной с космическими разработками, Кеша выдумал, чтобы приятели не подняли его на смех. А на самом деле Иннокентия определили на перевоспитание... няней в детский сад.
Наверное, многие, кто смотрел, уже догадались, что речь в нашей программе пойдёт о главном кинохите 1977-го года «Усатый нянь». Едва выйдя на экраны, фильм стал лидером проката. За год картину посмотрели 47 миллионов зрителей. Приступая к съёмкам, режиссёр Владимир Грамматиков не мог и вообразить такого успеха. Фильм «Усатый нянь» стал его дебютом в полнометражном кино. Коллеги, узнав, что он собирается снимать маленьких детей — да не одного-двух, а двадцать или тридцать — решительно отговаривали его от этой затеи. Известно же, что работа с детьми на съёмочной площадке — сложнейшая вещь, которая под силу лишь опытным мастерам. Но Грамматиков решил сделать ставку не только на драматургию, но, в первую очередь, на непринуждённую атмосферу. Он не просил детей играть, что-то изображать. А попросту разрешил им быть самими собой. И получилась невероятно искренняя картина, наполненная настроением счастья, радости и праздника.
Искренности ждал режиссёр и от кандидатов на роль самого «Усатого няня» — Кеши Четвергова. Сергея Проханова Грамматиков выбрал из более чем двухсот претендентов. Актёр оказался единственным, кто смог мгновенно найти общий язык с малышами. Проханов объяснял это просто: «Я сам чувствовал себя ребёнком». В сущности, именно об этом и фильм — как не растерять в себе детское начало, чистое, доверчивое, открытое, нелицемерное, светлое.
А что же Кеша Четвергов? Как он там, один на один с тридцатью «бармалейчиками» — так ласково называет воспитанников директриса детсада. Уверен, зрители с интересом будут следить за развитием событий, и за тем, как стремительно меняется главный герой. А он буквально на глазах мудреет. И когда друзья узнают правду о том, что Четвергов не ракеты разрабатывает, а сажает малышей на горшок, рассказывает им сказки и играет в «Море волнуется раз...», на их насмешки отвечает такими словами:
— Бублик, Мотыль, Пончик. Пончик, Бублик, Мотыль. А по-другому Вася, Дима и Петя, так, кажется? А знаете, Вася, Дима и Петя, что вот уже тридцать человек на земле называют меня Иннокентий Петрович. Ждут, просят помочь, советуются. Я им нужен. А космос... Что космос? Космос — дело наживное. А дети — дети, они перспективные. Их только надо почувствовать.
Почувствовать мир детей, окунуться в его безмятежное счастье, дарит нам возможность режиссёр Владимир Грамматиков в своём фильме «Усатый нянь». Интересно, что у главного героя был реальный прототип. Москвич Борис Верзуб в 1977-м году пришёл поступать в педучилище на отделение дошкольного воспитания. Но парня не приняли — сказали, что берут только девушек. Молодой человек добился допуска к экзаменам через Министерство образования, выучился и стал первым в Москве воспитателем детского сада мужского пола. А после выхода фильма «Усатый нянь» педагогические училища и вузы оказались буквально засыпаны заявлениями от молодых людей. И всё же, на мой взгляд, картина не только о профессиональном призвании. Она — о призвании души. И о том, что в сердце каждого человека живёт любовь, которой однажды он обязательно поделится с другими.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Портрет прабабушки. Ольга Цой
Вспоминаю одну поездку. Я была подростком, дедушка приехал за мной в Москву, чтобы забрать к ним с бабушкой в гости на лето. Жили они в небольшом городке, два с половиной часа езды на электричке. Поезда тогда были суровые, шли долго, со всеми остановками, громко стуча и скрипя.
Обычно я спала все время поездки, прикорнув на дедушкином плече. Но в это путешествие, как только поезд тронулся, я почувствовала себя плохо. Ощутила сильную боль: резался зуб, разболелась десна. Никаких обезболивающих таблеток, даже воды попить, с собой не было. Нужно было терпеть. Просто терпеть и ждать, пока мы приедем домой.
Со стуком колес, с отсчетом минут боль усиливалась. Дедушка не знал, чем мне помочь, утешал и просил потерпеть. Снова потерпеть. А я, невоцерковленный подросток, начала тихо приговаривать про себя: «Господи... Господи... Господи, помилуй...». Боль накатывала и стихала, и с очередной волной моя молитва — Иисусова молитва — шепталась все громче. Иногда я почти кричала про себя: «Господи! Господи!», терпя и страдая.
И тут дедушка внимательно посмотрел на меня. Он, конечно, ничего не знал об Иисусовой молитве, которую я творила про себя. Он тихо произнес: «Как ты похожа на мою маму!».
Портрет прабабушки был ценностью нашей семьи. С самого детства я видела ее красивую черно-белую фотографию в большой тяжелой раме, висевшую на стене. Прабабушка, молодая и нежная, тихо улыбалась, ее глаза сияли. Она была похожа на ангела своим умиротворенным видом.
Тогда я не очень поняла, почему дедушка сравнил нас. Почему именно в момент моей боли, мучений, обратил внимание на наше сходство. Ведь, как мне казалось, на моем лице было написано страдание, а лицо его мамы, наоборот, выражало спокойствие, одухотворенность... Смотря в глаза прабабушки, я часто размышляла — о чем она думает? Что дает ей силу? Она была немкой. В годы Второй Мировой войны, будучи женой русского, была депортирована фашистами обратно в Германию, но там, работая на трудовой бирже, помогала нашим пленным, оформляя медицинские документы об их нетрудоспособности и тем спасая жизни, рискуя своей. И муж, и оба сына, один из которых и был моим дедом, воевали на фронте. Она не боялась боли и трудностей.
Спустя годы, вспоминая слова деда, я поняла: наверное, именно одухотворенность, стойкость и стали нашей точкой пересечения. Я так глубоко и искренне, от совершенной безысходности, была погружена всю дорогу в молитву, что она, вероятно, как-то преобразила мое лицо, смирила перед болью, придала сил, просветлила меня. «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой», — писал преподобный Нил Синайский. Я перестала бояться.
По приезде боль утихла. Молитва помогла пережить поездку. Она облегчила мое состояние.
К сожалению, порой, чтобы вспомнить о Боге, нам надо попасть в беду, претерпеть сильную боль, столкнуться с искушениями. Но молитва действительно преображает даже внешне лицо человека, его привычки, его мысли. Какие светлые лица у монашествующих! Очень хочется, чтобы и в радости, в благоденствии, мы прибегали к молитве. Не только скорбели бы, но и улыбались, разговаривая с Богом.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение