Святой праведный Иоанн Кронштадтский, чудотворец 19 — начала 20 века, более тридцати лет жизни посвятил педагогической деятельности. Отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтской классической гимназии, городском реальном училище и Девичьем пансионе. Несмотря на такой богатый опыт педагогической работы, о трудах батюшки на этой ниве известно не так уж много. Пробел решили восполнить в петербургском Иоанновском женском монастыре. Насельница обители, монахиня Серафима (Иванова) провела кропотливую исследовательскую работу, результатом которой стала книга «Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского».
В сборник вошли фрагменты дневниковых записей батюшки, в которых он касался темы просвещения детей и юношества, а также своей методики преподавания. Наброски лекций, размышления о том, какими качествами должен обладать учитель и ученик — эти и многие другие заметки отца Иоанна раскрывают перед читателем новую сторону его многогранной личности. Предисловием к сборнику стала статья епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн как педагог». В ней автор отмечает, что педагогическому делу батюшка отдавался столь же самоотверженно, как и всему, что делал в своей жизни. Как законоучитель, отец Иоанн придерживался мнения, что Богослужение — лучшее воспитательное средство для христианской души. На уроках батюшка ярко и доходчиво объяснял ход церковных служб. Своим горением он умел зажигать духовный огонь и в учениках. После вдохновенных уроков батюшки его воспитанники понимали значение и важность каждой мельчайшей детали Богослужения, всей душою в них участвовали, и никогда не скучали в храме.
В книге можно найти воспоминания учеников отца Иоанна. Они рассказывают, что батюшка не ставил плохих оценок. При этом среди учеников считалось стыдом иметь по Закону Божьему даже «удовлетворительно». Предмет батюшки ребята старались учить на отлично. И искренне огорчались пятёрке с минусом. Отец Иоанн никогда не наказывал учеников. А все возникающие недоразумения разрешались в доверительной беседе. Об отношении батюшки к детям можно судить по речам, которые он произносил на торжественных мероприятиях в гимназии. Фрагменты из них можно найти на страницах книги «Учащим и учащимся». В одном из таких обращений он сравнивает учеников с прекрасными Божьими творениями — олеандрами и розами. «Вы, детки — наши цветы», — говорит отец Иоанн.
Преподавателей батюшка называет «соработниками Бога». И просит каждую минуту помнить о том, что попечению и руководству учителей люди вверяют самое драгоценное в их жизни — своих детей. Отец Иоанн Кронштадтский считал, что недостаточно вырастить из юношей «многознающих учёных мужей». Все знания и науки, по мнению батюшки, должны лишь помогать главному: воспитать в детских душах веру и любовь к Богу. «Истинное просвещение начинается с просвещения очей сердца», — пишет отец Иоанн, вспоминая слова Евангелия. На страницах сборника «Учащим и учащимся» святой праведный Иоанн Кронштадтский раскроет перед нами духовную суть педагогики. И главную, по его мнению, как для учеников, так и для учителей, истину: «Старайтесь успевать в науке любви, веры, молитвы, кротости, послушания, чистоты, целомудрия и милосердия».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.